Недавно я заинтересовался документальным кино. Недокументальным я интересуюсь уже давно, а тут решил просветиться, и посмотрел несколько фильмов. Оказалось, что документальное кино - это очень здорово, потому что оно бывает не менее захватывающим, чем художественное, и при этом всё по-правде (ну или почти всё). Я хочу рассказать про три фильма, они совсем разные и интересны по разным причинам.
1. Тонкая голубая линия (The thin blue line), реж. Errol Morris, 1988. В фильме рассказывается про преступление: главный герой Рендалл Адамс осуждён за убийство полицейского. Он говорит, что он невиновен. Фильм состоит практически полностью из интервью с главным героем, свидетелями, судьёй, прокурором, адвокатами. Само преступление в фильме раскрывается очень постепенно, и - это спойлер, но это слишком известный факт, чтобы его скрывать - в конце всё переворачивается с ног на голову, и после того, как фильм вышел, дело пересмотрели, и Адамса оправдали. Замечательно и то, что фильм может иметь такое действие, и то, что это напряжённый, закрученный детектив, а в то же время документальный фильм, и визуально аскетичный - просто монологи перед камерой.
2. Рестрепо (Restrepo), реж. Tim Hetherington, Sebastian Junger, 2010. Это фильм про взвод американских солдат в Афганистане: там показана их жизнь в форте Рестрепо (названном так в честь погибшего солдата из этого взвода), а также интервью с ними после окончания службы. Я про этот фильм услышал, когда один из режиссёров, Тим Хезерингтон, погиб, снимая беспорядки в Ливии. Собственно этот фильм ценен в том числе именно этим: создатели фильма действительно жили со взводом солдат в Афганистане, присутствовали при боях, рисковали жизнью, как и те, про кого они снимали фильм. Кроме того, это умный и интересный фильм, особенно познавательно смотреть на отношения солдат и местных жителей и на их убеждения.
3. Выход через сувенирную лавку (Eixt through the gift shop). Главный герой фильма - владелец секонд-хэнда Тьерри, который решил снимать документальный фильм про известного британского граффитиста Бэнкси, но в итоге Бэнкси сделал фильм про Тьерри, а Тьерри стал крутым современным художником. Это очень смешной фильм, и мне кажется (и не только мне), что он полностью постановочный, что это розыгрыш, но никто точно не знает, так это или не так. Фильм о том, что такое современное искусство, и где же там искусство.