В понедельник я ходил в школу для глухих в Амстердаме, которая называется Signis. Я учу нидерландский ЖЯ с группой бакалавров, и для них этот поход - часть курса, а для меня - просто интересно.
Вообще в Голландии есть 5 начальных школ для глухих, и несколько средних (про них я точно не знаю). Соответственно, считается, что есть 5 региональных вариантов НЖЯ. Школа Signis находится в Амстердаме, по соседству с двумя другими начальными школами, для обычных детей.
В школе мы побывали (по полчаса) на двух уроках, в 3 классе, то есть это дети 6-7 лет, если я правильно понимаю. В классе - максимум 6-7 человек, при этом в каждом классе по два преподавателя, которые работают одновременно. Так что получается почти индивидуальный подход. Часто один преподаватель глухой, а другой - слышащий.
После походов в классы нам небольшую лекцию прочитала штатный лингвист школы Соня, которая занимается разработкой учебных программ.
Оказывается, лет 10 назад в этой школе большой упор был на жестовый язык. Концепция заключалась в том, чтобы дать детям НЖЯ как родной, а уже имея родной НЖЯ, получаешь и доступ к знаниям, и нидерландский учишь. Но сейчас из-за кохлеарной имплантации всё изменилось (а в Голландии кохлеарную имплантацию делают примерно 95% глухих детей, и большинству до 2 лет).
Сейчас многие дети с имплантами просто идут в общеобразовательные школы, так что число учеников уменьшается. Некоторые сначала идут в эту школу, но, получив там специальные занятия по развитию речи, уходят в обычные школы, обычно после 1, 2 или 3 класса. В классах старше третьего почти никого сейчас нет. Кстати надо заметить, что никто не фиксирует, насколько успешно дети с имплантами учатся в обычных школах.
Так что теперь получается, что в школе для глухих (особенно в классах старше третьего) учатся дети не только глухие, но с какими-то сопутствующими проблемами: аутизмом, ADHD (дефицит внимания), просто с проблемами в развитии языка.
Жестовый язык теперь используется всё меньше, так как цель - научить имплантированных детей говорить, научить нидерландскому. Есть 3 потока: А, B и С. В группе А преподавание идёт почти только на устном нидерландском, с поддержкой ЖЯ. В группе B используются оба языка. В группе С основным языком является НЖЯ. То есть если ребёнок плохо усваивает нидерландский, то попадёт в группу B или С, а если хорошо усваивает, то его знакомство с ЖЯ будет очень поверхностно. Ну на переменах вроде никто пока им не запрещает общаться на ЖЯ, что они и делают более-менее все.
Также нам рассказали, что в среднем у учеников школ глухих в возрасте 12 лет уровень устного/письменного нидерландского - как у 6-7 летних детей. Особенно большие проблемы почему-то возникают с чтением. Даже у детей с довольно высоким уровнем устного нидерландского. А без чтения нет никакой возможности усваивать и общеобразовательные предметы, поэтому по ним тоже идёт значительное отставание.
В целом, как нам рассказала Соня, им приходится сейчас очень часто менять программы, подходы, методы, так как из-за кохлеарной имплантации всё очень быстро меняется. Но очевидно, что школы для глухих в Голландии быстро теряют значение, и скоро станут очень и очень маленькими.