из истории глухих

Mar 12, 2010 21:01

Оказывается, Александр Белл, изобретатель телефона, сыграл очень печальную роль в истории глухих.

В 19 веке люди наконец поняли, что язык жестов - это действительно язык, и что глухие не являются умственно отсталыми, и что очень важно, чтобы глухой ребёнок усвоил жестовый язык как можно раньше. Появилось много образованных глухих, причём не позднооглохших, а глухих с рождения.

Но в 1860х годах (вновь) возник оралистский метод, который заключался в том, что глухих детей учили только звуковому языку и чтению по губам, запрещая им пользоваться жестовым языком. И Александр Белл был сторонником этого метода. Мать и жена Белла были глухими, поэтому понятно было его стремление "втянуть" глухих в мир слышащих людей. Он разрабатывал и приборы, помогающие глухим слышать, и методики обучения глухих внятной речи. И так как он был очень значительной фигурой, он, несомненно, повлиял на то, что в 1880 году на международном конгессе об образовании глухих в Милане было принято решение официально принять оралисткий метод и запретить жесты в школах.

В течение почти 100 лет оралистский метод был принят почти в 100% школ для глухих. И даже сейчас в России этот метод - основной. Очевидны положительные стороны этого метода: он помогает глухим интегрироваться в общество, которое не знает жестового языка. Однако очевидно и то, что для детей, который родились глухими или оглохли до усвоения языка, этот метод очень затратен, неэффективен, и приводит в большинстве случаев или к безъязычаю или к усвоению звукового языка в ущерб всему остальному образованию.

[Навеяно книгой Oliver Sacks "Seeing Voices" 1990]

глухие, жестовый язык

Previous post Next post
Up