Бывает и такое, посмотрите, это интересно.
Что такое жестовая поэзия? Чем объяснять, я лучше покажу, что она бывает очень разная. На первом ролике стихотворение "Каяк", автор - носительница шведского жестового языка (SSL) Johanna Mesch.
Click to view
Здесь всё понятно и без перевода, это как бы рисование руками, пантомима. Немного расскажу про художественные приёмы, хоть это и похоже на объяснение "что в этом анекдоте смешного". Основной приём - это симметрия. Руки почти всегда движутся симметрично, даже если в жесте SSL на самом деле этот жест одноручный. Симметрична и композиция стихотворения, от покоя к буре и обратно. Ещё один важный приём - использование очень малого количества форм рук. Практически, это только 2 формы руки: раскрытая ладонь и кулак. Конечно же, выразительности придают также движения тела и мимика.
Совершенно другой тип жестовой поэзии - стихотворение "Процесс", автор - носитель нидерландского жестового языка (NGT) Wim Emmerik.
You can watch this video on www.livejournal.com
Это стихотворение уже не понятно без перевода. Первый жест означает 'проблема', второй - 'нонсенс', третий - 'печаль', дальше действие, которое не является лексическим жестом, автор как бы извлекает что-то для себя из печали, следующий жест (на лбу) - это 'знание', последний жест - 'опыт'. Стихотворение тоже построено на симметрии (или асимметрии) - начинает действовать правая рука, она постепенно опускается сверху вниз, потом вступает левая рука, и она зеркально повторяет путь правой, уже снизу вверх, при этом в NGT нефонолгично исполнять эти жесты при помощи левой руки, так что использование этой руки - художественный приём. Важно и то, что сохраняется форма правой руки и форма левой руки в разных жестах, причём это тоже сделано нарочно, и даже вопреки правилам NGT, так, жест 'грусть' на самом деле выполняется при помощи открытой ладони. Намеренно искажается (для создания образа движения вниз и вверх) и место исполнения жестов: жест 'нонсенс' на самом деле выполняется перед грудью, а жест 'опыт' - на пассивной левой руке, тот жест, который использован в стихотворении на самом деле значит 'эксперт'.
Так что бывают как минимум два типа жестовой поэзии, один использует только изобразительную силу жестов, их форму, другой обращается и к языку, но тоже для создания формы. Ну и вообще поэзия - это когда форма важна, не так ли?
Источники видео:
O. Crasborn, E. van der Kooij, A. Nonhebel & W. Emmerik (2004) ECHO data set for Sign Language of the Netherlands (NGT). Department of Linguistics, Radboud University Nijmegen.
http://www.let.ru.nl/sign-lang/echoB. Bergman & J. Mesch (2004) ECHO data set for Swedish Sign Language (SSL). Department of Linguistics, University of Stockholm.
http://www.let.ru.nl/sign-lang/echo