Геополитическая ситуация в Российской Империи времен Пушкина.

May 14, 2011 01:24

Особенностью географического положения России на протяжении многих веков являлась относительная открытость для внешнего вторжения. Именно защиту от внешних врагов можно рассматривать как центральную мысль российской геополитики на протяжении долгого времени со времен Монгольского Ига. Например, в 1762 году 73 % всех расходов составляют военные расходы, 14 % - расходы на двор, и только 12 % - на остальное государственное управление. Масла в огонь подливали традиционно нескладывающиеся отношения России с европейскими соседями, в то время как дружественные соседние территории обычно рано или поздно становились частью Российской Империи. Со временем, рост территории Российской Империи лишь ухудшал проблему защиты земель от набегов. И при этом, даже имея многочисленную армию, невозможно было гарантированно прикрыть все границы одновременно. Любая же наступательная война была серьезным риском, так как вступление в войну второго недружественного соседа гарантировало бы поражение России. Самое большое, что могла себе позволить Российская Империя, это организацию так называемых «Походов», в которых участвовала лишь небольшая часть вооруженных сил. Основная же часть войск была рассредоточена по границе в ожидании нападения. Главным планом защиты, являлось медленное отступление одновременно со сбором войск: подразделения, первыми принявшие на себя удар, должны были максимально задержать врага на время, пока подтягиваются войска из других округов. Для этого, народу в целом и солдатам в частности стремились привить героизм, самоотверженность и стремление пойти на любые жертвы ради общего дела. Именно этими качествами и славились русские бойцы на мировой арене.
Другой проблемой, с которой могли столкнуться российские правители при внешней атаке, это нежелание отдаленных земель предоставлять в полном объеме ресурсы и людей для защиты страны от врага. И в самом деле, жителям, скажем, Архангельска может показаться абсурдной идея отправлять мужей и сыновей, а также серьезное повышение налогов и растрачивание запасов на войну с далекой Османской Империей из-за Крыма. Поэтому для управления страной в целом, и обороны от врагов в частности, система управления строилась по принципу «жесткой вертикали». В такой ситуации верность подчиненного (например, губернатора) ценится больше, чем талант и умение вести дела: верный губернатор будет готов всем пожертвовать по первому требованию государя и драться до последнего, в то время как талантливый и расчетливый будет стараться утаить ресурсы, схоронить побольше своих граждан и может даже пойти на сделку с врагом при достаточно выгодных условиях. В результате, часто на главные посты государем назначались верные, но откровенно бездарные люди, из-за чего состояние дел вдали от глаз государя было настолько плохо, что всеми европейцами Россия во все времена считалась откровенным «захолустьем». Также можно отметить, что самым тяжким грехом на Руси традиционно считалось именно предательство и неверность отечеству.
Подытожив, можно сказать, что русскому человеку на уровне менталитета были свойственны: героизм, самоотверженность, преданность царю и отечеству, готовность терпеть беды и лишения, и при этом пренебрежительное отношение к талантливым людям, к своей собственной работе, к внутриполитической ситуации в стране, пониженная свободолюбивость, а также сильная нелюбовь к иностранцам.
Одной из основных проблем России времен Пушкина являлась образование (и грамотность населения как его индикатор для того времени). По данным переписи 1897 г., были грамотными лишь 21 %, а за вычетом детей до 9 лет - 27 % из всего населения. Во Франции же в период 1720-1885 происходил настоящий бум образования, а безграмотность резко падала:

Франция была определенным законодателем мод относительно образования и культуры. В России французский язык был повсеместно распространен в дворянском обществе. Можно сказать, что дворянские дети начала 19 в. воспитывались именно по французскому образцу. Это сильно сказалось на всем поколении, и Пушкин был одним из главных деятелей, которые возглавили эту тенденцию.
На деятельность Пушкина сильно повлияла Французская революция. Нужно отметить, что Пушкин ни разу не был во Франции, хотя много и досконально изучал мелочи французского быта по газетам и рассказам. Особенностью французской революции является то, что она выглядела очень красивой и справедливой на бумаге и в газетах, но в результате оказалась крайне тяжелой и жестокой для французского народа. Революцию вершили санкюлоты - революционно настроенные бедняки. Расправы и казни были повсеместны, причем часто без суда и по формальным признакам (см. например, «Сентябрьские убийства» (фр.Massacres de septembre) - массовые расправы над заключёнными в Париже, Лионе, Версале и других городах, произведённые революционной толпой в начале сентября 1792 года). Даже сами зачинщики и главные действующие лица революции были по разным поводам казнены уже к 1795 году (официальной датой завершения революции считается «Переворот 18 брюмера» 1799 года). Данные события относится к тем трагическим периодам в истории, когда принудительное умерщвление считалось нормальным и даже повседневным событием. В дополнение, и чтобы отвлечь народ от внутренних дел, сменявшие друг друга правительства Франции развязали ряд войн, которые неожиданно оказались для Франции довольно успешными (именно на волне этого милитаризма возвысился и пришел к власти Наполеон).
В итоге, революция и последующие войны привела к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 млн гражданских лиц, и еще в войнах погибло до 2 млн солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погиб каждый шестой француз, не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.
В то же время, ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжелого гнета, чего невозможно было достичь иным путем. «Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает ее как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем . В то же время многие историки склоняются к выводу о том, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв. Как указывает американский историк Р.Палмер, распространенной является точка зрения о том, что «спустя полвека после 1789 г. … условия во Франции были бы такими же и в том случае, если бы никакой революции не произошло».
Однако внутренняя ситуация во Франции была не столь интересна за её границами, сколько «легенда о великой революции», её идеи и лозунги. Именно они в первую очередь и просачивались в соседние страны через прессу и рассказы. До России информация о революции доходила уже в сильно измененном виде, и смена строя подобным образом воспринималась как нечто прогрессивное, правильное и желанное, хотя реальное осуществление подобных планов стало бы геополитической катастрофой. Стоит отдельно отметить большое количество параллелей между французской революцией и социалистической революцией 1917 года: главные активисты - вооруженные бедняки, массовый террор против собственного народа, несмотря на это, популярность новых идей в других странах, стремление распространить революцию на соседей и по всему миру, постепенная расправа над изначальными идеологами революции, приход к власти большого диктатора, крупная война.

P.S. Ах да, Инна Соснина - прикольный человек.

Геополитическая ситуация в Российской Им

Previous post Next post
Up