В последнее время стало модно говорить, что политики, чиновники, ректоры и преподаватели вузов списывают диссертации друг у друга, из старых учебников, википедии и т.п. В феврале я
писал про то, откуда берется некоторая часть левых диссертаций. А недавно
Михаил Соколов (на фото)
написал на "Постнауке" замечательный креатив, в котором тема накрутки научного потенциала раскрыта почти исчерпывающим образом:
----------
Подавляющее большинство преподавательских человеко-часов уходит на преподавание в бакалавриате студентам, которые никогда учеными не станут. От лектора в этих условиях требуются скорее дидактические навыки школьного учителя и понимание психологии подростка, чем оригинальность научного мышления. Иногда все эти свойства совмещаются в одном лице, но, увы, не всегда. Я знал несколько человек, которые были в высшей степени адекватны в роли преподавателей на младших курсах, но не имели ни наклонностей, ни способностей для того, чтобы написать крупную оригинальную работу - и увольнялись из-за полного отсутствия перспектив продвижения. Единственным способом, которым завкафедрой мог бы сохранить этих безусловно ценных членов коллектива, было посмотреть сквозь пальцы на то, что они принесут скачанную из Интернета диссертацию (или даже помочь им ее скачать). Мало сомнений, что значительная часть плагиата рождается именно из подобных ситуаций.
То же, в общем, и со степенями ректоров. Великие ученые иногда бывают выдающимися администраторами, но чаще происходит обратное. Хорошие исследователи избегают организационной рутины и рады возможности переложить ее на кого-нибудь, кто умеет и любит с ней справляться. Ожидание, что у декана или ректора будет высшая степень (также рождающееся из привилегии средневековой гильдии избирать своих начальников) сильно ограничивает пул кандидатов. Коллективы часто находят выход в том, чтобы побуждать молодого человека с явной организаторской хваткой защищаться скорее - и любыми средствами.
----------
От себя добавлю, что очевидное решение для последнего случая - поубирать из квалификационных требований к руководящим кадрам требование наличия ученой степени - не сработает. На место дутых научных авторитетов набегут совсем пещерные чиновники, неспособные даже скачать из интернетов нечто похожее на диссертацию. Возможно, нынешняя ситуация с учеными степенями ректоров и деканов - наименьшее из всех зол, возможных в данной области.