После строительства Либаво-Роменской и Московско-Брестской железных дорог Минск оказался разрезанным на части, что вызывало большие неудобства. Еще до революции были построены Бетонный мост, соединивший Московскую улицу и Койдановский тракт (сегодняшнюю улицу Чкалова) и Западный мост, по которому железнодорожное полотно прошло над Московской улицей.
О Бетонном мосте разговор особый, потом. А вот Западный долгое время был едва ли не единственным пропускным пунктом из центра в южную часть города без долгого ожидания на переезде. Естественно, его узкое жерло не справлялось с транспортными потоками, поэтому настоятельно нужен был новый путепровод.
Вскоре после войны о нем заговорили всерьез:
М.С.Осмоловский. «Практика советского градостроительства. Минск». 1952 г. Пересечение магистрали с железной дорогой находится на стыке Советской и Московской улиц. Оно не совпадает с новым направлением Советской улицы и также осуществлено в разных уровнях с пропуском железной дороги над улицей по металлическому путепроводу. Существующий малогабаритный путепровод [Западный мост - В.З.] и впредь будет обеспечивать нормальное распределение транспорта в сложном узле улиц: Московской, Кольцевой, Мясникова и Бобруйской. Для новой трассы Советской улицы потребуется новый путепровод, строительство которого будет осуществлено в 1952 - 1955 годах, причем железная дорога пройдет под улицей. Существующий же путепровод реконструируется путем увеличения габарита проезда и устройства с каждой стороны специальных проходов для пешеходного движения.Ширина нового путепровода 24 м, включая и подходы с Советской и Московской улиц. Эстакадным подходом с развязкой в двух уровнях перекрывается и Бобруйская улица. Новый путепровод обеспечивает исключительно удобную связь юго-западного района с центральным и выход из центра на Брестское направление.
В. А. Король. «Архитектурный облик будущего Минска». 1953 г. Успешно ведется проектирование путепровода по проспекту им. Сталина через железную дорогу. Это крупное инженерное сооружение длиною около 500 м поднимается над железной дорогой настолько, чтобы пропустить железнодорожный транспорт. Сохранится проезд по ул. Бобруйской в виде большого широкого тоннеля, образуемого путепроводом. Архитектурно путепровод будет решен большими арками, облицованными гранитом, с рядом сходов, украшенных павильонами, обелисками и скульптурой.
На эсмасофтовском форуме oldman60
выложил снимок из журнала «Беларусь» №1 за 1958 год. Теперь мы видим, каким предполагался этот путепровод:
Самое удивительно здесь - год публикации. Уже начата борьба с архитектурными излишествами. Какие павильоны? Какие статуи? Путепровод уже вовсю строится (он введен в эксплуатацию в 1960 году), и сегодня мы прекрасно знаем,
что в конце концов получилось:
Статуй, впрочем, не жалко. Павильонов тоже. А вот сходы с моста были бы очень удобны. Что ж,
смотрим следующий проект:
Так будет выглядеть развязка на пересечении Первого кольца и Московской улицы (схема взята
отсюда). Может быть, грядущая реконструкция все-таки добавит удобства для пешеходов?