Киев. Иллюстрируем Александра Куприна и Николая Лескова

Sep 21, 2012 12:03

Н.Лесков "Печерские антики", 1883:
     Мне жаль, например, лишённого жизни Печерска и облегавших   его  урочищ,  которые  были  застроены  как  попало,  но  очень живописно.   Из  них  некоторые  имели  также  замечательно  своеобразное  и характерное  население,  жившее  неодобрительною  и  даже  буйною  жизнью  в стародавнем  запорожском  духе. Таковы были, например, удалые Кресты и Ямки, где   "мешкали  бессоромние  дiвчата",  составлявшие  любопытное  соединение городской,   культурной   проституции   с   казаческим   простоплётством   и хлебосольством.  К  этим  дамам,  носившим  не  европейские,  а национальные малороссийские  уборы,  или  так  называемое  "простое  платье", добрые люди хаживали  в  гости  с  своею  "горiлкою,  с ковбасами, с салом и рыбицею", и "крестовские  дiвчатки"  из  всей  этой  приносной провизии искусно готовили смачные   снеди   и   проводили  с  своими  посетителями  часы  удовольствия "по-фамильному". 
     Были  из  них даже по-своему благочестивые: эти открывали свои радушные хаты для пиров только до "благодатной", то есть до второго утреннего звона в лавре.  А  как  только  раздавался  этот  звон,  казачка  крестилась, громко произносила: "радуйся, благодатная, господь с тобою" и сейчас же всех гостей выгоняла, а огни гасила.
     Это называлося "досидеть до благодатной".
     И гости - трезвые и пьяные - этому подчинялися.
     Теперь  этого  оригинального  типа непосредственной старожилой киевской культуры  с  запорожской  заправкой  уже нет и следа. Он исчез, как в Париже исчез  тип мюзаровской гризеты, с которою у киевских "крестовых дiвчат" было нечто сходственное в их простосердечии.

А.Куприн. "Яма", нач. 1909:
     Давным-давно, задолго до железных дорог, на самой дальней окраине большого южного города жили из рода в род ямщики - казенные и вольные. Оттого и вся эта местность называлась Ямской слободой, или просто Ямской, Ямками, или, еще короче, Ямой. Впоследствии, когда паровая тяга убила конный извоз, лихое ямщичье племя понемногу растеряло свои буйные замашки и молодецкие обычаи, перешло к другим занятиям, распалось и разбрелось. Но за Ямой на много лет-даже до сего времени-осталась темная слава, как о месте развеселом, пьяном, драчливом и в ночную пору небезопасном. 
     Как-то само собою случилось, что на развалинах тех старинных, насиженных гнезд, где раньше румяные разбитные солдатки и чернобровые сдобные ямские вдовы тайно торговали водкой и свободной любовью, постепенно стали вырастать открытые публичные дома, разрешенные начальством, руководимые официальным надзором и подчиненные нарочитым суровым правилам. К концу XIX столетия обе улицы Ямы - Большая Ямская и Малая Ямская - оказались занятыми сплошь, и по ту и по другую сторону, исключительно домами терпимости. Частных домов осталось не больше пяти-шести, но и в них помещаются трактиры, портерные и мелочные лавки, обслуживающие надобности ямской проституции.

Киев-2012, иллюстрируем классиков

Previous post Next post
Up