Самый известный в Минске первоапрельский розыгрыш

Apr 01, 2010 20:15

Вспоминает журналист Виктор Леденев:

В те времена нашей любимой была "Литературная газета" и ее знаменитая шестнадцатая полоса. "Клуб 12 стульев". Вот и мы решили при своей газете ["Знамя юности" - В.З.] создать подобный клуб. Заводилой и организатором стал Отто Новожилов, ученый и писатель-юморист. Он собрал других талантливых людей - Александра Алексейчика, поэта Владимира Некляева, художника-карикатуриста Евгения Царькова и других. От редакции в клуб вошли Валерий Холод и я. Как позже шутил по моему поводу Отто Новожилов, "он отдувается за все, что мы тут нашутили". Клуб назвали "Пятница", так как он и выходил именно в этот день недели. Трудно вспомнить все веселые рассказы, стихи и шутки, напечатанные в клубе, их было много. Но особенностью нашего клуба стали сенсации. Мы публиковали разные снимки, придумывали истории к ним и выдавали их за реальную действительность.
   Началось с того, что один из читателей газеты, некто Р. Эльтин, прислал в редакцию снимок коряги на берегу нашей маленькой реки Свислочь с пояснением, мол, вот, сфотографировал корягу, а она так напоминает лежащего крокодила.. Отто расхохотался при виде снимка и предложил первую сенсацию. Следующий выпуск "Пятницы" был уже с этим снимком, правда подпись под ним была такая: " Читатель Р. Эльтин прислал нам снимок коряги, напоминающей крокодила. Мы показали его нашему научному консультанту В.П. Петухову (был у нас и такой вымышленный персонаж) и он с уверенностью заявил, что читатель ошибается. Это не коряга, похожая на крокодила, а крокодил, притворившийся корягой. Науке давно известны случаи заплывания крокодилов в маленькие реки, так что это еще один из таких случаев".
   Реакция читателей просто ошеломила нас - мы стали получать письма с просьбой больше рассказать об удивительных крокодилах, на какую приманку можно их ловить, что делать с пойманными крокодилами и так далее. Мы веселились, пока не пришло письмо от учительницы одной из минских школ. Она писала, что их школа находится на берегу Свислочи, и спрашивала, не опасно ли маленьким детям там гулять. Мало того, учительница оказалось шустрой и копию письма адресовала в ни много ни мало, а в ЦК.
  Оттуда последовал грозный звонок - не пора ли, мол, прекратить разыгрывать читателей, а то мы получаем вот такие письма, как будто нам больше нечем заниматься, как на них отвечать. Наш редактор Виталий Дмитриевич Чанин все выслушал и заверил высокое начальство, что такого не повторится, о чем грозно нас предупредил. Но начальство решило, что звонка недостаточно и республиканской партийной газете "Звязда" было дано указание нашу "Пятницу" раздолбать под орех. Что и было вскоре сделано, некто Яков Герцович, штатный погромщик, написал огромную статью, в которой доказывал, что наш юмор низкопробен, почти антисоветский, что в то время, как вся страна строит коммунизм, некоторые журналисты вводят в заблуждение уважаемых читателей и так далее. Мы приуныли, теперь уж точно нас закроют. Но помогли московские коллеги, в "Литературной газете" в "Клубе 12 стульев" появилась подборка материалов "Пятницы" - стихи, рассказы, шутки и предисловие, что, мол, в Минске есть филиал московского клуба и называется он "Пятница". Наш редактор сунул в портфель этот номер "Литературки" и отправился в ЦК, где развернул его перед изумленными партчиновниками и доказал, что его ребята ценятся даже такими мэтрами, как авторы шестнадцатой полосы. Чиновники до смерти боялись и всегда ориентировались на мнение товарищей из столицы, пусть это даже были российские писатели-юмористы.
   Пока редактор ездил в ЦК в наш секретариат, где мы обычно собирались, заскочил известный уже тогда (сейчас народный поэт Беларуси!) Рыгор Бородулин. Он нам с порога заявил.: "Хлопцы, не хвалюйцяся! Нічога яны вам ня зробяць. Вот, паслухайце, якой верш я для вас зрабіў -. "Герцовіч Якаў, горка плакаў - жыць мала, а ня усіх абкакаў". Мы, конечно, заржали, а тут и редактор вернулся - "Пятница" продолжала жить.
   Наши сенсации продолжались. Но самое любопытное то, что наши розыгрыши принимались читателями абсолютно серьезно, о чем свидетельствовали письма в редакцию. Например, мы опубликовали снимок гимнаста, взлетевшего над батутом, только отрезали все, что могло напомнить о спортивном зале и снабдили снимок следующей подписью: "Позор гражданину П.Мобилю, который, научившись летать усилием воли, кружил вокруг телевизионной башни и тем самым создавал помехи на экранах телевизоров". Казалось бы, обыкновенный смешной бред, но... Мы получили много писем и среди них одно на официальном бланке одного из заводов города Николаева, где сообщалось, что снимок и заметка обсуждались на политзанятиях в одном из цехов, потому профком просит подробнее рассказать о необыкновенном человеке...Помню эту заметку, и где-то она у меня лежит... но быстро найти не удалось.

Минск, история

Previous post Next post
Up