Военные и власть

Feb 27, 2010 15:49

  • Как считает социолог Ольга Крыштановская, в истории нашей страны всегда существовали две партии - силовиков и гражданских. Когда силу брали гражданские - начиналась либерализация, "оттепель", развивалась экономика. Но параллельно набирал обороты хаотический и разрушительный процесс в стране. Тогда призывались силовики, которые наводили порядок, но заходили в тупик экономической неэффективности. Поэтому им на смену вновь приходили гражданские. Какой процесс мы переживаем сегодня?
  • В 2007 году - последний год президентства Путина - в администрации президента было 66,6% людей из силовых ведомств. Причем треть из них - из спецслужб. В правительственных структурах было 37% силовиков. И среди губернаторов - беру только истэблишмент - 16,6%. Сегодня, на начало 2010 года в целом по всей политической элите людей в погонах 31%. То есть идет снижение. В администрации президента их число снизилось с 66 до 51%. В правительстве почти ничего не изменилось - с 37 до 36%. А вот по губернаторам очень заметно - с 17 до 7%. То есть было признано, что губернаторствовать военные могут с трудом. Практически у нас лишь Борис Громов остался на Подмосковье.
  • эхо: Когда в Бразилии генералы отдали власть в начале 80-х гражданскому правительству, выяснилось, что во всех крупнейших бразильских корпорациях сидят военные. А насколько наши силовики проникли, инфильтровались в бизнес?
    крыштановская: Да проникли, конечно. Процесс шел все нулевые годы, и постепенно в зоне, которую можно назвать "государственный бизнес" (крупные корпорации с госучастием), процент людей в погонах оказался значительным. Он не может быть очень большим, потому что все-таки надо управлять бизнесом, профессионалом быть. Но здесь главное - иметь комиссара при командире. То есть должен быть смотрящий, который наблюдает. Да и во всех бюрократических системах то же самое: на 15 министров один обязательно должен быть наблюдателем. Правила игры в России не всегда и даже всегда не публичны. Часть их является публичной - это называется "законы", а другая часть - договорная. И все знают, что нельзя преступать некую черту. Но интересная вещь - казалось бы, отсутствие конкуренции в военной среде, прямое подчинение приказам не должны способствовать инновациям. На самом деле - если мы вспомним нашу недавнюю историю - именно в период самого жесткого правления, когда спецслужбы были очень сильны, именно тогда у нас происходила индустриализация. Именно в сфере ВПК происходил мощнейший прорыв модернизационный - тот же космос, к примеру.

Полный текст

СССР, Сталин, история, политика, Россия

Previous post Next post
Up