Из-за скульптур эта станция вызывает ассоциации сразу с московскими "Площадью Революции" и "Электрозаводской". Если знать историю создания станции (об этом см. чуть ниже), первая связь покажется ещё более убедительной, ведь, как говорят, Сталин буквально спас проект "Площади Революции", где все граждане страны Советов либо сидели, либо стояли на коленях...
Но сегодня речь о Нарвской. Я, к своему стыду, не помню, сколько раз я бывал на этой станции до нынешнего проекта. Может быть, вообще не был. Хотя триумфальные ворота рядом с ней я видел ещё в первый свой приезд. Вероятно, тогда я ехал на автобусе с экскурсией.
В любом случае, эта станция заслуживает самого пристального внимания любителей архитектуры и музеев вообще.
На мой взгляд,
одна из вершин подземного дворцестроения.
Открыта 15.11.1955. 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Конструкция - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
В 1961 году центральный зал был укорочен, в образовавшемся пространстве разместился сначала зал заседаний, позже линейный пункт машинистов депо «Автово».
Станция получила название по историческому району Нарвской заставы, рядом с вестибюлем станции находятся Нарвские Триумфальные ворота, построенные для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году. Название бывшей Нарвской заставы ведется от почтового тракта, связывавшего столицу Российской империи с Нарвой и Ревелем (ныне Таллином).
Павильон станции выполнен в неоклассическом стиле с купольным завершением. Здесь должно было быть больше деталей, связанных с И. В. Сталиным (станцию даже хотели назвать "Сталинской"). Стену кассового зала мог бы украсить рельефный портал с текстом «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указывать нам путь» И. В. Сталин". В интерьере наземного вестибюля над эскалаторным спуском в окружении ленинградцев проектировалась его скульптура. Барельеф называется «Слава труду!» и изображает рабочих, собравшихся на площади Ленина (скульпторы Г. В. Косов, А. Г. Овсянников, В. Г. Стамов и А. П. Тимченко). До нашего времени дошло лишь пустое, сразу бросающееся в глаза место.
Станция одета в богатое декоративное убранство. В «Нарвской» отражена трудовая доблесть нашего народа. Эта тема развернута в оформлении 22 пилонов, украшенных 48 барельефов с 12 повторяющимися сюжетами. Они изображают учащихся (скульптор Е. Г. Челпанова), колхозников (скульптор М. К. Аникушин), врачей (скульптор Н. К. Слободинский), советских воинов (скульптор В. О. Пирожков), метростроевцев (скульптор А. М. Игнатьев), деятелей искусств (скульптор М. Т. Литовченко), кораблестроителей (скульптор М. Р. Габе), селекционеров (скульптор В. Л. Рыбалко), текстильщиц (скульптор Л. М. Холина), литейщиков (скульптор П. А. Куликов), моряков (скульптор В. И. Сычев), строителей (скульптор А. Н. Черницкий).
Белая облицовка вверху и внизу оттенена красным. Много золота - это тот же алюминий, анодированный под желтый металл. Торжественные большие люстры на платформах играют красными отсветами рубинового стекла, искрами хрустальных граней. Своды пересечены сверкающими дугами. Сливаясь в перспективе, они создают впечатление сплошной светящейся поверхности. Это тоже новаторское решение проблемы освещения. В эскалаторном зале планировалось сделать светящийся потолок из художественного стекла, подсвеченный лампами дневного света, но он не был сооружен. Торец станции украшало большое мозаичное панно с изображением И. В. Сталина. Панно закрыто в 1961 году, после XXII съезда КПСС, на станции сооружена фальшивая мраморная стена. До сих пор отдельные фанаты хотят его найти :), несмотря на то, что официально оно считается утраченным.