Воля и разум, или Маугли XXIII века

Oct 08, 2009 14:16


Дилогия, о которой пойдет речь, - совсем свежая: первая часть вышла в прошлом году, продажи второй начались летом этого. И пусть бумажный тираж пока невелик - меньше тридцати тысяч экземпляров на две книги, в Интернете, с благословения автора, с ней ознакомилось гораздо больше читателей, многие из которых впоследствии купили бумажный вариант. Не исключено, что я последую их примеру.

Может ли выжить трехлетний ребенок, чьи родители погибли, а других родственников у него нет? Каковы его шансы при положительном ответе на первый вопрос нормально интегрироваться в человеческое общество при условии, что он проведет в одиночестве не день, не месяц и даже не год, а целых 10 лет!? Да, выжить сможет и, более того, станет членом общества, да еще каким!

Такое может быть только в фантастическом романе, скажете вы, а я не буду с вами спорить.


Я говорю о написанной в жанре популяризаторской научной фантастики (сам автор применяет термин "книга жюль-верновского типа") «Астровитянке» (проверочное слово - астероид) Ника Горькавого, по основной профессии - астрофизика и даже лауреата Государственной премии СССР.

Сюжет прост: после гибели родителей во время столкновения их космического корабля с астероидом трехлетняя девочка Никки Гринвич выживает в одиночку. Мощный лэптоп интегрируется в её сломанный позвоночник, так что теперь она без него не может буквально дышать. Взрослея, она учится ходить, строит оранжерею, выращивает томаты и базилик, запускает в пруд форель - короче говоря, ведет образ жизни Робинзона XXIII века. Её в конце концов находят и переправляют в госпиталь на Луне, где гравитация слабее земной. Здесь на неё совершается покушение, из-за которого она вместе со своим коллегой по госпитальному завтраку Джерри решает поступать в отлично охраняемый и престижный (там учатся дети сильнейших мира сего) Колледж Эйнштейна. Конкурс туда превышает тысячу человек на место, а стоимость обучения составляет полтора миллиона в год. Ребятам придется поломать голову и над тем, откуда взять денег, и над непростыми вступительными задачками. Но они справятся.

Сам Колледж во многом списан с Хогвартса (и это я считаю самым слабым местом во всей концепции, так как не уверен, что небезызвестная эпопея Джоан Роулинг выдержит проверку даже небольшим количеством времени), но обучают там вполне реальным наукам: физике, химии, биологии, генетике, кибернетике. Содержание увлекательных лекций харизматичных профессоров, в которых и мне не всё до конца понятно, и составляет познавательную часть книги, призванную привить нынешним подросткам интерес к учебе.

Познакомьтесь: реакция Белоусова-Жаботинского, вызывающая периодические колебания концентрации химических реагентов. Если разлить раствор в мелкий слой… - профессор плеснул из колбы на стеклянную поверхность стола и вывел изображение со стекла на экран, - то возникнут пространственные структуры: кольца, волны или спирали…

- Любопытна и драматична история открытия этой реакции. Талантливейший российский химик Борис Белоусов открыл в 1951 году, что если соединить в одной колбе раствор серной кислоты, бромата и бромида натрия, малоновую - или лимонную - кислоту, сульфат железа и краску фенантролин, то возникнет чудо: раствор начинает менять цвет с голубого до оранжевого и обратно с периодом колебания от долей секунды до десятков минут. Такое поведение реакции резко противоречило общепринятым в те времена научным представлениям. Многие химические реакции привычно считались необратимыми. Вы сами знаете, как легко сжечь бумагу, а вот попробуйте получить из углекислого газа снова углерод и кислород. А уж химическая реакция, самопроизвольно меняющая направление процесса с прямого на обратное, да ещё многократно, как маятник, - в середине двадцатого века выглядела ересью чистой воды. Не удивительно, что многолетние попытки Белоусова опубликовать свое открытие в профессиональных химических журналах оказались безуспешными <…>

- Для того чтобы увидеть истину, надо, как минимум, захотеть это сделать… - сказал профессор Цитцер. - Современники Галилея отказывались смотреть в его телескоп на небо, чтобы не поколебаться в своём мнении… Человеческие предубеждения твёрже алмаза. Пусть химик Белоусов скажет спасибо, что его не сожгли на каком-нибудь священном научном костре… Лишь в 1959 году открывателю колебательной реакции удалось напечатать одностраничный реферат в сборнике по радиационной медицине, видимо нерецензируемом. После чего, обиженный, он прекратил попытки преодолеть неверие рецензентов-консерваторов. Но слухи об удивительном открытии распространились, им заинтересовался Анатолий Жаботинский, который в 1964 году детально исследовал колебательный химический феномен. Знаменитая химическая реакция, носящая сейчас имя Белоусова-Жаботинского, оказалась поворотным пунктом в современном мировоззрении, основанном на понятиях самоорганизации, открытых систем, колебательных реакций и структурообразующих неустойчивостей. Я лично считаю, что это редкий случай, когда одностраничная работа заслуживает Нобелевской премии.

Рефераты, которые сдают ученики Колледжа, в наше время сошли бы за диссертацию. Многие важнейшие проблемы современной науки и методы их решения даются буквально пунктиром, чтобы не погрязнуть в уйме подробностей, с которыми под силу справиться лишь специалисту. Одна из фраз могла бы послужить эпиграфом к моей диссертации: сферически идеальный коллапс столь же «гениален», как пресловутая модель сферического коня.

Не буду приводить великолепные цитаты, касающиеся космологии, планетологии, астрофизики, иначе есть шанс не остановиться.

Вообще, книга читается легко. Помимо учебы много внимания уделено и приключенческой стороне - основная аудитория произведения всё-таки юна, есть и романтические мотивы.

А случился с ними Первый Настоящий Поцелуй - редкая и драгоценная вещь! Поэты и учёный люд давно ломают головы над этим загадочным феноменом, который невозможно повторить в лаборатории.

Рецепт вначале прост: надо взять два чистых сердца… - но никто не знает, что нужно делать потом! Известно только, что человек, испытавший чудесный жар Первого Настоящего Поцелуя, запоминает его на всю жизнь - этот огонь согревает душу спустя десятилетия и может даже спасти жизнь усталого путника, замерзающего в ледяной пустыне.

Иногда затрагиваются и философские вопросы, причем их трактовка лично мне не всегда кажется убедительной:

Вопрос вкуса… - буркнула Никки. - С моей точки зрения, самый замечательный вопрос науки: «ПОЧЕМУ?» Систематически повторяя этот вопрос, можно уконтрапупить любого учёного или какую угодно теорию, которые сфокусированы на вопросе: «КАК?» Простейший пример - спросите какого-нибудь классика: ПОЧЕМУ скорость света равна трёмстам тысячам километров в секунду? - и наслаждайтесь зрелищем, КАК в ответ его будет корчить. КАК искривляет пространство массивное тело - мы знаем со времён Эйнштейна, а вот ПОЧЕМУ оно это делает? - совершенно не понимаем. ПОЧЕМУ наш мир устроен таким образом? - это и есть труднейший вопрос науки.

Как известно, именно отказ от вопроса «почему?» послужил мощным толчком для развития естественных наук во времена, ныне называемые эпохой Возрождения. И мне не кажется, что эта парадигма за 500 лет себя изжила.

А вот с этим фрагментом нельзя не согласиться:

О, эти простые великолепные дары природы - ходить, смотреть и слышать! Не помнит о них человек, не ценит, а то и выбрасывает на помойку каким-нибудь варварским способом. Идёт человек вялой походкой, тусклыми глазами смотрит на птиц, кислыми ушами слушает их щебет. Угрюм он и не рад.

Никто, никто так не ценит лёгкость крепких ног и послушность молодых мышц, как человек, прикованный к коляске.

Пусть инвалид воспоёт чудо бега и тела.

Пусть слепой человек выступит в защиту красоты.

Он в чёрных очках - это для нас, ему солнце совсем не мешает. Аккуратно шагает, назойливо стуча металлической палкой по асфальту. <…> Слепой человек видит звуком и эхом - как дельфин, как летучая мышь. Звуки говорят с ним, рисуют мир прозрачными скупыми штрихами.

Для слепого птичья песня - яркий цветок в темноте.

О, если б звуки нанизать на свет. Ах, как поет невидимый певец.

Как он божественно красив. Не видишь, зрячий? Ты слеп как крот.

Ноги твоей молодости не бегут, смеясь, по траве? Бедняга.

Особенно нравятся эмоциональные высказывания героев, выполняющие роль междометий: «святой Амбарцумян», «копыта Козерога», «изжога Кассиопеи», «когти Скорпиона», «Веганские гоблины» (видимо, от Веги, а не от веганов), и - моё любимое: «Сушеные мозги астролога!» Так и хочется растащить на цитаты.

Вторая книга - «Теория катастроф», - пожалуй, не соответствует высокой планке, заданной первой. Здесь, конечно, присутствуют все уже знакомые читателю герои и появляются новые; их взаимоотношения не стоят на месте; присутствуют и столь же подробные естественнонаучные экскурсы далеко за пределы школьных учебников; расширяется гуманитарная тематика; проекты Никки становятся всё глобальнее. Вообще, общество будущего прописано четче, и по рассматриваемым проблемам:

  • отсутствие качественной литературы для ума: Я буду преподавать предмет «интеллектуальная культура». Не знаете такого? А про «физическую культуру» все наслышаны? Тогда зададимся наивным вопросом: что важнее в человеке - физические или мыслительные способности? Хокинг, знаменитый учёный двадцатого века, полжизни провёл инвалидом, у которого работал только мозг, глаза и пальцы одной руки. Но он оставался человеком, да ещё каким! Писал научные книги-бестселлеры, возглавлял кафедру, которую занимал когда-то Ньютон, и много путешествовал. На его доклады собирались толпы учёных и журналистов. С другой стороны - небольшое повреждение мозга может сделать из человека вполне здоровое, но не мыслящее тело, которое, де-факто, ближе не к разумному человеку, а к овощу. И очень часто встречается «человек псевдоразумный» - с неповреждённым мозгом, но не функционирующим интеллектом. Такой субъект может двигаться и совершать ряд простых, житейских действий - но можно ли его считать по-настоящему разумным существом? Это интереснейший вопрос! Уровень интеллекта важнее физического здоровья, и тем поразительнее факт, что физической культуре, то есть - культуре тела - в обществе уделяется огромное внимание. А интеллектуальная культура или культура ума никого не волнует! Горы литературы по накачиванию мускулов тела - и ничего для развития мозга! Штабеля пособий по диетам желудка, и ни одной - про питание ума! Море инструкций по уходу за кожей - и отсутствие заботы о мозговых извилинах! <…>Увы - человечество всегда на косметику тратит больше денег, чем на космос, а на рекламу - больше, чем на науку.
  • противостояние богатых и бедных, искусства и поп-культуры;
  • проблема существования науки вообще «Работаешь, работаешь, как вол, и вдруг одним прекрасным хмурым утром осознаешь, что жизнь прошла, а из тебя Эйнштейн не получился. Жена тебя бросила, и дети к тебе равнодушны… А самое главное - твоя работа никому не нужна. Только для тебя и ещё нескольких старых придурков научная работа - это поиск истины. Для всех остальных - лишь поиск денег. Как только челюсти зацепили финансовый сосок, поиск заканчивается - истина никого всерьёз не интересует, требуется лишь оплаченное движение к ней, желательно - медленное и сытое. Вот если к живительному источнику приблизится конкурент, тогда необходимы резкие движения локтями - под рёбра его, под рёбра! не подпускать к кормушке!

понимаешь, что оно списано с нынешнего, и с России - не в последнюю очередь. Однако, нет в ней той абсолютно шокирующей сумасшедшинки, которая влюбляла в себя с первых страниц «Астровитянки». Вернее, к этому уже привыкаешь и ничему не удивляешься и, если бы не любовная линия, развивающаяся за несколько страниц до конца до такой степени, что иные сентиментальные особы - и я в том числе! - наверняка не удержатся от слез, было бы скучновато. А еще (grammar-nazi не дремлет) раздражает неправильное употребление глагола «одевать» - это мой личный первый тест на знание русского языка, хотя с третьим тестом (употребление глагола «нарезать») автор справился. Хотя неологизмы вроде «т-фон» или «тивидача» не напрягают совершенно.

Эту книгу уже оценили специалисты по научной фантастике, но можно надеяться, что она станет явлением не только в рамках своего жанра, но и всей современной отечественной литературе, ведь она этого, безусловно, достойна.

Поэтому не хотелось бы, чтобы начавшаяся за здравие разума сага (а у меня есть основания полагать, что на этом дело не остановится) растянулась по размерам до занудной поттерианы.

Кто там хотел научпопа? Читайте!

рецензии, наука и жизнь, книги

Previous post Next post
Up