Махачкалинские впечатления (4-5.6.2014)

Jun 20, 2014 15:40

Подробного рассказа о Махачкале и её достопримечательностях не получится, так как поездка полностью соответствовала формату командировки, причем спешно организованной (ещё в понедельник утром лично я был уверен, что поездка, которая должна была начаться во вторник, не состоится). Более того, по воле принимающей стороны практически всё светлое время суток мы пребывали в шикарном пансионате, но на окраине города (это ни в коем случае не претензия к дагестанцам! Их радушие полностью отвечало молве о гостеприимстве жителей Кавказа). Небольшую экскурсию по центру города нам организовали, но поздним вечером и на автобусе, к тому же я в тот день был без фотоаппарата. Тем не менее, кое-что посмотреть-таки удалось.

Место жительства

Махачкала встретила наш рейс (борт был заполнен полностью, много пассажиров путешествовало с детьми - на лето к бабушкам?) пасмурным небом и довольно прохладной погодой: в Москве было намного теплее. Зал выдачи багажа - душный, без туалета, транспортер только один, вещи на который выкладывают прямо через окно. Мою сумку работники аэропорта технично так достали из грузовика и… почему-то положили куда-то себе под ноги, выдав сперва еще два десятка вещей. Нашим рейсом прилетело человек 8, так что нас встречают на двух микроавтобусах Mercedes, подозреваю, что не в самой простой комплектации. До города ехать довольно далеко, километров двадцать. Вдоль дороги тянутся разной степени законченности коттеджи, иногда стоящие впритык друг к другу. Сам въезд в город охраняется постом ДПС, барьеры перегораживают всю дорогу таким образом, что водитель вынужден исполнить упражнение «змейка», полицейские стоят с автоматами. Говорят, где-то у них даже пулемет закопан.
В первый вечер мы успели заселиться в номера медсанчасти ООО «Газпром трансгаз Махачкала», которые, будь они в гостинице средней России, легко сошли бы за категорию полулюкс. В качестве комплимента всем гостям были преподнесены бутылка кизлярского коньяка и деревянная ваза. Вид из окна мне, правда, достался не слишком впечатляющий: задворки собственно ООО «ГТ Махачкала». Забор обильно посыпан осколками бутылок. А само местечко вполне красивое, жаль лишь, что территория невелика. Где-то через час после нашего заселения приехал автобус и забрал нас на ужин в гостиничном комплексе на берегу Каспийского моря. Порадовала вывеска на входе. Пляж гостиницы отгорожен от основной территории, а вход на него платный - 400 руб. Охранники даже пытались стрясти с нас эту сумму, несмотря на то, что мы прошли на него просто полюбоваться морем. Для купания было холодновато. Гостиница кажется вполне уютной, но территория слишком мала, с одной стороны - пустырь, с другой - нечто закрытое с суши щитами, известное как «полигон ФСБ».

Селфи в номере

Вид из окна

Полотенца из Туркменистана. Впервые вижу что-либо, сделанное на земле "Великого Туркменбаши"

Стены "гостиницы" украшены несколькими весьма экспрессивными картинами

Ужин состоял в основном из мяса и растянулся на пару часов; с заходом солнца захотелось надеть на рубашку с коротким рукавом хоть что-нибудь. Овощные закуски сменились поданным на подогреваемом казане блюдом «садж» - мясо с овощами, потом шашлыки, потом лепешки «чуду» с сыром, зеленью и мясом. Минералка, нектары, коньяк. Хозяева танцевали лезгинку. Я узнаю, откуда у нашего шефа Игоря и вообще руководства конторы (в нарушение субординации разрешение на поездку выдал главный инженер, только что вышедший из больницы) такое трепетное отношение к персоналу «ГТ Махачкала»: в свое время Игорь вместе с махачкалинцами получил премию ОАО «Газпром» в области науки и техники. Он, кстати, сразу отправился работать и приезжает на ужин где-то в середине.
По возвращении в город мы посмотрели на здания театра, национальной библиотеки, гостиницы «Ленинград» - самое высокое в городе, выстроенное ленинградцами после землетрясения, центральную площадь (Ленина, конечно же), дом Дружбы, доехали до центральной Джума-мечети.
На следующий день состоялось собственно мероприятие, ради которого мы и приехали. Называлось оно гордо: «IV Прикаспийский инновационный форум „Магистраль - 2014: диалог поколений“», а по сути представляло собой обычную практическую конференцию. С приветственным словом выступил не только генеральный директор трансгаза, но и местные министр промышленности, транспорта и энергетики и замминистра образования, науки и молодежной политики. Лично я давно смотрю на подобные мероприятия как на развлечения и не стесняюсь задавать неудобные вопросы.

Высокие гости: генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Махачкала" Керим Басирович Гусейнов и министр промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан Ширухан Гаджимурадов

Фонтан на территории

После того, как все доклады заслушаны, у нас с Андрюхой (он сейчас за моего начальника, и когда я вчера спрашивал о планах на неделю, он ответил: «В Махачкалу бы съездить…» - вот ещё нарушение трудового распорядка: всё начальство направления отсутствует) остаётся около часа, чтобы съездить в город. Нас подбрасывает до центра кто-то из местных (имени я, к сожалению, не запомнил) на Toyota Highlander. На стене одного из заводов - фотографии дагестанских сел и портреты знаменитых уроженцев республики: поэта Расула Гамзатова, борца Али Алиева, космонавта Мусы Манарова (почему-то). На другом заборе - стихи о Махачкале (на русском). Город стоит в пробках: по сути, вдоль моря ведет единственная магистраль, имеющая на разных отрезках различные названия: проспект Насрутдинова, Петра I, Расула Гамзатова (ранее - Ленина)… А в агломерации Махачкалы проживает (по данным Википедии и склонных к преувеличению местных жителей) миллион человек.
Сам город основан в 1844 году на месте лагеря войск Петра I во время Персидского похода 1722 г. Современное название получил по имени Махача Дахадаева, борца за советскую власть. А сама местность со Средневековья известна под названием «Анжи-кала», «жемчужная крепость». Поскольку в Дагестане проживает более 30 национальностей, говорящих часто на непохожих языках, между собой они общаются по-русски. Таким образом, очень многие из них говорят по-русски без характерного кавказского акцента.
Мы прибываем в центр приморской части города - Родопский бульвар, отделенный от моря железной дорогой на Баку, - и прощаемся с водителем. У нас немного времени, и, не зная местной географии, мы просто решаем по мере возможности повторить вчерашний маршрут до мечети, посетив парочку сувенирных магазинов. Я пытаюсь кое-что сфотографировать на неудобный в использовании Canon EOS 1100 D (основная и запасная в вечер сборов остались на даче). Хорошо что объектив не китовый. Какие-то подростки недобро косятся на меня, просто проходя мимо. Шуточка Андрюхи не добавляет спокойствия: «Они смотрят на твой фотоаппарат, как на свой годовой доход». Невелик, кстати, доход-то, тысяч 50, не больше, не считая износа… В итоге пройти маршрут нам удаётся, но мы безнадежно опаздываем на автобус, который уже отвез из медсанчасти участников форума на ужин в тот же самый гостиничный комплекс. Ловим на улице такси, старательно выбирая машины с «шашечками» (силён в нас стереотип о «кирпичных заводах»…). Удивительно, что соглашается нас подвезти не самый первый водитель.

Морской пейзаж

Родопский бульвар

Художественный музей

Уличная зарисовка

Памятники в центре города. Вечный огонь почему-то не горит: напоминание о долгах региона за газ?

Дом дружбы

Фонтан у Дома Дружбы. Самая доступная осетрина в городе :)

Сувениры

Проспект Махача Дахадаева

Свет ислама. Оптом и в розницу

Планета детства в стиле ислам. Мечеть где-то рядом

Джума-мечеть

Типичный пейзаж между Махачкалой и Каспийском

Мы спокойно проходим в гостиницу, бросая охранникам лишь одно «волшебное» слово «Газпром», платы за визит на пляж с нас никто не требует (видимо, наши организаторы уже обо всём договорились), и присоединяемся к нашим коллегам, которые уже стоят в плавках. Вода почти совсем пресная и довольно теплая, градуса 22, но для местных это слишком холодно. Несмотря на волнение, удается поплавать, так что я к своему послужному «морскому» списку могу добавить ещё один пункт, пусть и не совсем полновесный.

Пляж на Каспийском море, граничащий с полигоном ФСБ

Панорама пляжа. Стоило взять штатив

Территория гостиницы

Действие объявления распространяется и на силовиков?

Ужин проходит по вчерашнему сценарию, разве что добавляется еще пара мясных блюд, а вечером мы заезжаем в супермаркет, где покупаем местные козинаки с семенами конопли.

Лезгинка, которую, как говорят, все народы танцуют по-разному

На следующий день с самого утра мы с Андрюхой идем на близлежащий рыночек, где покупаем несколько кило дешевой черешни и абрикосов, создавая себе проблему перевоза фруктов в Москву.
Сегодня нас ожидает подведение итогов в дирекции трансгаза, въезд в который оборудован «ежами» и шлагбаумами. Дипломы вручают всем докладчикам, а нам с Андрюхой внезапно присуждают первые премии в двух номинациях (дань уважения Игорю или всё-таки наши уже внедренные проекты выгодным образом отличаются от кое-каких сырых, явно вычитанных из Википедии местных предложений?). Хоть я и не отношусь к мероприятию серьезно, но всё равно приятно (тем более что денежный бонус прилагается). Конфиденциально нам вручают пакет еще с парой бутылок для уже улетевшего в Москву Игоря. После раздачи слонов и приглашения работать в Махачкале нас ждет небольшая экскурсия по территории с посещением музея организации.

Напутствие главного газовика

Раздача слоников

Сааду Казиев - главный организатор форума. Благодаря его энергии мы смогли сюда приехать.

Производственно-диспетчерская служба ООО "Газпром трансгаз Махачкала"

ООО "Газпром трансгаз Махачкала"

На территории предприятия есть мечеть, построенная на личные средства генерального директора. Обеденное время специально сдвинуто так, чтобы правоверные могли помолиться

В музее

Учебный полигон

Будущий газовик

Успеваем перед обедом посетить пару ювелирных лавок, где мне помогают купить небольшую серебряную подвеску с кулоном («Цена обсуждается», - практически безапелляционным тоном говорят продавцам наши сопровождающие, и те сразу скидывают 10%) и коньячный магазинчик (проблема упаковки вещей встаёт перед нами с Андрюхой всё острее).
В качестве заключительного махачкалинского аккорда в день отлета с утра пораньше я успеваю прогуляться пешком по окрестностям, благо и здесь есть на что посмотреть: мы находимся в дачном районе Махачкалы, примыкающем к красивому озеру Ак-Гёль («белое или чистое озеро). По поводу его происхождения от разных людей мы слышали прямо противоположные версии: кто-то сказал, что оно естественное, лишь немного расширенное и очищенное человеком, другие отметили, что это искусственный пруд. Дежурящие на круге дорожные полицейские (автомат в комплекте) просят не фотографировать их, велят подойти, доброжелательно представляются, видя во мне не местного, документов не спрашивают, пожимают мне руку и желают удачи.

Монумент "Славным защитникам Отечества", в народе просто "Атака"

Панорама озера Ак-гёль

На озере Ак-гёль в изобилии плавают большие поганки, или чомги

Ещё одна панорама озера, поближе. Точки на воде - те самые чомги

Памятник Герою Социалистического труда Ильмутдину Насрутдинову

Вблизи озера строится большая мечеть

Типичная панельная многоэтажка

Памятник русской учительнице. Русский язык - важный объединяющий дагестанцев фактор.