Фердинанд фон Шилль
Когда Австрия объявила войну Наполеону, Шилль самовольно повёл свой гвардейский полк на войну с наполеоновской Францией.
Прусский король был в ужасе. Ведь совсем недавно Пруссия потерпела самую страшную военную катастрофу в своей истории. Лишь благодаря заступничеству Русского Императора прусское королевство продолжало существовать, потеряв более половины своих территорий. Еще одна война с Наполеоном означала лишь одно - гибель Пруссии как суверенного государства.
Прусский король объявил Фердинанда фон Шилля дезертиром, лишаил званий, наград и отдал приказ о его аресте. Вот только солдаты продолжали верить своему командиру гораздо больше чем королю. Полубезумный Шилль мечтал о всегерманском восстании против французов. Он верил, что победит в этой войне, но разве можно победить империю, покорившую всю Европу?
Фердинанд начал понимать, несмотря на все восторги бюргеров, что сами они отнюдь не стремятся погибать за свободу Германии, и его восстание обречено на провал. Кто-то из окружения спросил его, а имеет ли смысл продолжать войну, если они все равно неминуемо должны погибнуть. На пощаду партизаны рассчитывать не могли, их ожидала виселица, в лучшем случае расстрел. Вот тогда и прозвучали знаменитые слова Фердинанда фон Шилля:
«Лучше быстрый и ужасный конец, чем жизнь без конца в страхе и в унижении!»
Безумцы творят историю? Может быть. Через век с лишним после гибели фон Шилля другой солдат-ветеран поднял неудачное восстание в униженной версальским миром Германией под его лозунгом: «Лучше страшная смерть, чем ужас унижения без конца». Но это уже совсем другая история.
Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!