Вчера закончила повторно пересматривать трехсезонный сериал Борджиа канадского производства, снятый по историческим мотивам, и в который раз обнаружила себя задумчиво-лениво ковыряющей википедию на предмет биографий действующих лиц и отличий их от сюжетных линий (которых, конечно же, обнаружилась масса).
Один из самых занимательных и персонажий второго плана - Никколо Макиавели, блестяще сыгранный
Джулианом Бличем Portrait of Niccolò Machiavelli (1469-1527) by Santi di Tito (фрагмент)
Как гласит
известный источник: занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Опущу подробности его биографии, ибо не в контексте исторического ракурса кому это интересно.. Однако отдельного внимания заслуживают некоторые его высказывания, удивительно актуальные сегодня:
- Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
- Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
- Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.
- В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.
- Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Оттуда же: Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план.
Любопытно, да?)