В Советском Союзе почему-то очень любили снимать художественные фильмы про Новый год, и наснимали в итоге в товарном количестве.
Так, что хватает на все долгие новогодние каникулы: "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Карнавальная ночь", "Джентльмены удачи", "Чародеи", "Зигзаг удачи" - и даже можно не вытаскивать из загашников фильмы, не ставших культовыми (при всей их разности - "Старый новый год", "Телеграмма", "Снегурочку вызывали?" и десятки других), а также игнорировать концертные кинокапустники типа ленты "Эта веселая планета".
Кстати, а вы знали, что есть даже фильм про то, как Ленин Новый год встречал?
Честное слово, есть, "На одной планете" называется. В роли Владимира Ильича Ленина Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Так и написано в анонсе: "Фильм освещает всего одни сутки из жизни В. И. Ленина: с вечера 31 декабря 1917 года до вечера 1 января 1918 года".
Но все эти фильмы - для взрослых.
А для детей про главный праздник года в советское время сняли чуть ли не один-единственный фильм: "Новогодние приключения Маши и Вити".
Он один, но зато его знают все.
Думается, если бы создателям этого фильма кто-нибудь сказал, что полстолетия спустя их творение будут помнить, смотреть и показывать детям - они бы, наверное, забились в корчах от смеха.
Потому как на этапе создания все были свято убеждены - ничего путного из этого проекта "трудной судьбы" получиться не может. Исключено. Не в этой жизни.
Не верите?
Вы никогда не обращали внимания, что спасенная Снегурочка поет какую-то ерунду?
Благодарна я Маше и Вите,
Не хожу я, а словно летаю,
Пойте, птички, ромашки, цветите,
С Новым Годом я вас поздравляю!
Какие тебе, блин, птички в декабре? На улице холод собачий! Какие цветущие ромашки на Новый год?
Обратите также внимание и на другой факт - в этом фильме есть одна сказочная героиня, которая упоминается, но ни разу не появляется в кадре.
Это Белоснежка.
Помните? Баба-яга, преображаясь в красотку в мини-юбке, поет:
"Я с детства дружу с Белоснежкой, все знают мою доброту...".
Открою вам небольшой секрет - перед нами не что иное, как сценарные "огрехи" - недовычищенные остатки предыдущей версии.
Как я уже сказал, это был фильм исключительно трудной судьбы.
Сначала был сценарий - первый сольный сценарий Павла Финна, где тот решил адаптировать для октябрят популярный в те годы конфликт физиков и лириков. Сценарий был немного странный: влюбленный в науку мальчик Витя и любительница всего волшебного Маша отправляются в сказку спасать Белоснежку, которую украл Кащей. Не очень понятно, откуда взялась Белоснежка среди героев русских сказок и зачем вообще это смешение французского с нижегородским - "как будто "Шанели" накапали в щи". Никаким Новым годом в сценарии тогда и не пахло, а функции Деда Мороза исполнял Волшебник - "представитель вымирающей профессии", как он сокрушался ближе к финалу.
Сценарий взяли в работу, начали съемки фильма, но что-то пошло не так, причем конкретно - дело дошло до замены режиссера, а тогда это означало большой скандал. Сменившему Геннадия Казанского Игорю Усову "сценарий показался скучноватым" и он, снявший не так давно музыкальную комедию "Табачный капитан", предложил выбросить все, что уже было снято и сделать фильм музыкальным.
В качестве композитора позвали Геннадия Гладкова, бывшего тогда на пике формы и славы после мульти-дилогии "Бременских музыкантов". К сожалению, его постоянный соавтор Юрий Энтин был перегружен и работать над фильмом отказался. Тогда в качестве поэта позвали Владимира Лугового, в 1970-м писавшего вместе с Гладковым песни для спектакля Марка Захарова "Проснись и пой". В том числе - и вечноживой одноименный шлягер, ставший после "Джентльменов удачи" еще и новогодней песней.
«Этот закон давно известен:
Не интересен мир без песен,
Но если даже дождь идёт с утра,
Надо чтоб люди точно знали:
Нет оснований для печали,
Завтра всё будет лучше, чем вчера!»
Позже Луговой прославится написанием альтернативных русских текстов для западных шлягеров - все эти "Комната с балконом и окном светла сейчас", "Не было печали, просто уходило лето" и прочие "Нет, я не жду-у-у" как посильная замена песне "What can I do?" (она же "Водки найду") группы "Смоуки" - это все он.
Но до этого было еще далеко, а пока они с Финном переделывали сценарий, а с Гладковым с увлечением писали песни про поиски уворованной Белоснежки.
И как только написали - последовало новое указание.
Концепция изменилась, Белоснежки не будет, долой низкопоклонство перед Западом, теперь мы снимаем новогодний фильм про поиски Снегурочки.
Тут уже Луговой психанул и ничего особо переписывать не стал. Было:
Белоснежку мы найдем
В царстве тридесятом,
Чтоб явилась в каждый дом
Сказка вновь к ребятам.
Стало:
Мы Снегурочку найдем
В царстве тридесятом,
Чтоб вернулся в каждый дом
Новый Год к ребятам.
Но, самое главное, все эти бесконечные радикальные смены концепции и режиссеров сожрали практически все деньги, выделенные на фильм. Честно говоря, никто просто не верил, что за оставшиеся копейки можно снять хотя бы короткометражку.
Но Игорь Усов, предвосхищая лозунг "Экономика должна быть экономной", решил все-таки попробовать ужаться по максимуму, но доснять.
Источником экономии выступили, во-первых, актеры. В фильме нет ни одной звезды, практически весь актерский состав - никому не известные молодые ленинградские ребята. Если начистоту, то брали тех, кто соглашался сниматься с оплатой по низшей категории.
Георгий Штиль (Леший) как-то сознался: "За съемочный день я получал 16 рублей 50 копеек". Популярные актеры получали в разы больше, Юрий Никулин, например, за съемки в "Кавказской пленнице" заработал 4238 руб. за 43 съемочных дня и 6 дней озвучивания. То есть около 90 рублей за день.
В итоге на площадке потихоньку собралась банда, которые даже не из-за денег, а просто в кайф вместе потусить.
Никому тогда не известного Михаила Боярского (Дикий кот Матвей), к примеру, привел Штиль, и горячо поддержал Гладков, поскольку знал этого молодого актера по роли Трубадура в культовом питерском спектакле "Трубадур и его друзья".
Вот как Михаил Сергеевич вспоминал об этом проекте: "Атмосфера на съемках - почти семейная. Играли-то все «свои». Баба-Яга - моя однокурсница Валя Кособуцкая, Леший - лучший друг моего брата Жорка Штиль, Кащей - мой дядя Николай Боярский... С Гладковым мы тоже дружили. Так что съемки шли увлекательно. Тем более, что нам приходилось играть хулиганов со всеми вытекающими последствиями. Была рок-музыка, шутки, трюки, симпатичные дети".
Действительно, "Кащей" приходился "Матвею" близким родственником и тот дважды, забывшись, называет его в кадре "дядей". Режиссер подумал и оговорки оставил - чисто по приколу.
Кроме того, экономили на костюмах. Боярский, например, работал на площадке в своих личных джинсах, причем, как сам признался, к тому времени заношенных до дыр.
А вот декорации в фильме были роскошные, не поспоришь. Вот только - чужие.
Дело в том, что одновременно с "Машей и Витей" на "Ленфильме" шли съемки масштабнейшего советско-американского блокбастера "Синяя птица", одного из немногих совместных проектов, где снимались голливудские звезды действительно первой величины - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер и др.
Сами понимаете, у советских собственная гордость, ударить в грязь лицом мы никак не могли и декорации были построены шикарнейшие.
А по ночам, когда съемочная группа "Синей птицы" отдыхала, в декорации леса пускали поснимать нищебродов из "Новогодних приключений Маши и Вити".
Это, кстати, сцена погони, по бедности снятая в стиле "бег на месте - общепримиряющий".
"Не летать тебе на воле, голубь сизокрылый! Нет спасенья в чистом поле от нечистой силы! Берегись, берегись, шутить не станем..."
Если вы заметили, в "Маше и Вите" ровным счетом одна массовая сцена - новогоднего праздника, все остальное сделано бедненько, но чистенько.
Но вот парадокс, "Синяя птица" с бюджетом в сто миллионов крон (вру, 12 млн долларов, причем еще ТЕХ долларов) - давно и прочно забыта.
Как у нас, так и в США.
А сотворенные за три копейки "Маша и Витя" и сегодня живее всех живых.
Наверное, разгадка в том, что создатели "Маши и Вити", конечно же, не работали на вечность, они всего лишь делали незамысловатую однодневную халтуру. Это были "ёлки" в чистом виде - поднять немного бабла по случаю.
Но делали они эту халтуру не с унылой кислой рожей, заранее страдая от малого количества денег, а весело и на кураже - типа, раз уж все равно вписались, почему бы и не покуролесить?
Это очень видно, даже по всяким мелким мелочам, вроде того, как "Дикие гитары" пародируют неодобряемый в Союзе "Битлз". Посмотрите, как дикий кот Матвей бас-гитару держит - горячий привет геноссе Полу Маккартни!
Реально ведь:
Мы кричим, мы бренчим
И барабаним!
Занятно, что буквально на следующий год прославившегося Боярского позовут играть Волка в пафосный совместный проект "Мама". Там тоже будет много песен на хорошую музыку, причем даже зарубежных композиторов. Но вот с куражом - не задалось. И фильм опять полузабыт.
В общем, как и было спето Луговым и Гладковым в 1970-м:
Пускай капризен успех,
Он выбирает лишь тех,
Кто может первым посмеяться над собой.
И сегодня "лесные "Самоцветы" - что в виде фильма, что в виде аудиоспектакля "Маша и Витя против "Диких гитар", где Снегурочка зачем-то обратно стала Белоснежкой - так и голосят с телеэкрана каждые новогодние каникулы: "Горите, дровишки, горите, шуруй, кочерёжка, золу...".
Они, как и многие хорошие фильмы, тоже стали оттиском своего времени - промежутка нашей истории от Гагарина до олимпийского Мишки. И сегодня эта незамысловая сказка напоминает нам о тех годах, когда деньги были средством, а не мерилом.
Когда никто не сомневался, что наука сделает всех счастливыми в ближайшие годы, когда люди всерьез собирались на Марс с саженцами, заканчивали битву в три столетья над секретом долголетья и были свято убеждены, что вся сила в атоме и в химии к тому ж.
Времени, когда оптимизм у людей зашкаливал, и все точно знали, что добро сильнее зла наяву и в сказке.
Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки!
P.S. Не знаю для чего, но скажу - кинодебют Александра Абдулова, фильм "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" не имеет ко всему вышесказанному никакого отношения.
Просто абсолютно.
P.P.S. А на брюзжание мое не обращайте внимания. Это я так. Слабину дал.
Часто от старших слышат дети,
Что измельчало все на свете:
Люди, дожди и всё, что ни возьмешь!
Видно, забыли, что вначале
Деды о том же им ворчали,
А между тем - все так же мир хорош!