После
вчерашнего материала про возможное родство Ивана Грозного с Чингиз-ханом возник естественный вопрос - а был ли Грозный в родстве с другими царственными династиями? Ну, кроме Рюриковичей, конечно.
Ответ - да.
В жилах Ивана Васильевича текла кровь многих королей и императоров.
Начнем с самых близких и двинемся к дальним.
1. Византийская
(
Read more... )
Сегодня понятно, что собственно черты лица Грозного скульптор-антрополог передал лишь приблизительно. Уже ученики Герасимова на основе анализа рентгенограмм смогли уточнить его методику, в частности, выдвинув новую формулу расчёта положения кончика носа (об этом писала антрополог Галина Лебединская).
Михаил Герасимов утверждал, что опущенные углы рта и выдающаяся вперёд нижняя губа Ивана Грозного определялись линией смыкания зубов и смешанным прикусом. Однако сам же он признавал, что строение рта лишь в небольшой степени зависит от костной основы - форму губ задаёт свободно лежащая круговая мышца. Так что суровость Ивана Грозного на реконструкции, описанная Герасимовым как «брезгливая гримаса губ» - это, скорее всего, результат авторской интерпретации.
Похожие претензии можно предъявить и к разрезу глаз Грозного. О том, насколько ошибочной могла быть реконструкция Герасимовым этого элемента, показывает случай князя Андрея Боголюбского. Герасимов придал древнерусскому правителю монголоидные черты, исходя из свидетельства о половецкой крови в его жилах. Однако медико-криминалистическое исследование профессора Виктора Звягина, проведённое в 2011 году с использованием программы CranioMetr показало, что Андрей Боголюбский был представителем среднеевропейской расы без каких-либо признаков монголоидности.
На портрете Грозного вызывают сомнения расположение и глубина морщин, изгиб бровей и общее выражение лица. Сам Михаил Герасимов признавал, что воссозданный им облик оставляет «тягостное впечатление», но отрицал намеренность этого. Зрачок глаза в реконструкции Герасимова акцентирован таким образом, что в некоторых ракурсах создаётся впечатление «дикого» взгляда. Это влияет на визуальное восприятие скульптуры, хотя это лишь условный художественный приём. Вероятно, благодаря всем этим допущениям Иван Грозный в итоге оказался похож на картины художников XIX века - Ильи Репина и Виктора Васнецова.
Reply
Leave a comment