Иван Васильевич Грозный любил всем рассказывать, что он потомок римского императора Октавиана Августа. «Мы от Августа кесаря родством ведемся», - писал он, к примеру, шведскому королю.
Этому, правда, мало кто верил - и правильно делали!
Родство Грозного с римскими императорами вещь действительно более чем сомнительная.
Но вот потомком не менее знаменитого персонажа мировой истории первый русский царь действительно мог быть.
Речь о Потрясателе Вселенной - Чингиз-хане.
Иван IV Грозный действительно мог быть потомком Великого Монгола по материнской линии, через Елену Глинскую. Вот ее портрет, реконструированный по черепу С. Никитиным в 1999 году.
Все знают, что Елена Глинская, была литовской княжной. Продвинутые любители истории даже в курсе, что род Глинских восходит к небезызвестному Мамаю, нашему противнику на Куликовом поле и создателю побоища его имени.
Этого персонажа даже на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде изобразили, поверженным у ног Дмитрия Донского.
Но вернемся к чингизиду Ивану Васильевичу. Дело в том, что после Куликовской битвы сын Мамая бек Мансур бежал в Литву и стал там родоначальником княжьего рода Глинских: "И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу)...".
Тут продвинутые любители истории опять скажут - но Мамай же не был чингизидом?
И будут правы. Не был. Но тоже пытался сделать своих детей "особами царской крови". По этому поводу и женился на чистокровной чингизидке, золотоордынской принцессе, дочери хана Бердибека.
Официально объявить Грозного дальним потомком Чингиз-хана мешает только одно обстоятельство - точно неизвестно, был ли Мансур рожден от дочери Бердибека или от другой жены Мамая.
В общем, доподлинной правды мы уже вряд ли узнаем, но вероятность кровного родства двух известных персонажей мировой истории есть.
И довольно немаленькая.