Про новую Алису и про комиксы

Apr 19, 2023 14:50


В комментариях к посту про Алису пришел поклонник современного кинематографа и написал мне: "Нет, мой дорогой. Вы ничего не понимаете в современной фильмографии. Если вы видите тупо развлечение, то у меня для вас плохие новости. Вообще, даже в фильмах Marvell идёт весьма чёткое послание".

А я подумал - и вот что надумал.

Где-то в середине прошлого века расклад в литературной Америке был простой. Была высокая литература - все эти фолкнеры и фицджеральды, хемингуэйи и апдайки, которые писали своих «Великих Гэтсби» для вечности. Была жанровая литература - та же фантастика. Азимов и Брэдберри, Саймак и Хайнлайн, которые изо всех сил старались доказать, что он тоже литература и им в конце концов это удалось.

И было днище. Нет - ДНИЩЕ.

Днище называлось «комиксы» и их писали те, кому не удалось выбиться не то что в дики, но даже в фармеры. Писали едва ли не за еду и практически бесфамильно. Писали, разумеется, левой ногой - путая хронологию, убивая, воскрешая и воруя персонажей, укладывая ядреный болт на мотивацию героев и логику повествования. Потому что, во-первых, кто же будет напрягаться за такие копейки, а во-вторых, за такие копейки текстуху надо гнать томами, иначе ничего не заработаешь.





А хотя бы на выпивку заработать надо - погоревать вечерком о своем лузерстве. Потому что это действительно было днище. Туда если и заносило хороших писателей, вроде Алана Мура, то они очень этого стеснялись, дико комплексовали и постоянно пытались с этой индустрии куда-нибудь срулить, несмотря на коммерческий успех.

Прошли года.

Сегодня что Курта Воннегута, что Артура Кларка помнят только сброшенные за борт современности старперы, в утешение переименованные в «олдфагов». А комиксы…

Комиксы это главная мировая культурная ценность.

Мировая.

Уже не первый год подряд больше половины самых кассовых фильмов года - супергеройские.

Супергерои вписаны в культурный код молодежи всех стран мира, от Хорватии до Бангладеш, и ваши дети - не исключение. Диспут об Озимандии смогут поддержать и в Нигерии, и в Исландии. Дети могут не читать Пушкина, Мицкевича или Лу Синя, но они наверняка знают, кто такой Халк, Человек-паук или самая знаменитая уроженка города Волгограда по фамилии Романофф.

Я, кстати, недавно из Волгограда вернулся, был очень удивлен, не найдя ей там памятника.

Комиксы победили.

Правда, людей, придумавших главный культурный феномен 21 столетия, стараются не вспоминать, потому что те сами офигевши.

И тот же Алан Мур в интервью говорит примерно следующее (цитирую по смыслу): «Супергеройские фильмы уже практически погубили кино, да и культуру как таковую. Это очень тревожный знак, когда сотни тысяч взрослых людей выстраиваются в очереди, чтобы посмотреть на персонажей, созданных пятьдесят лет назад для двенадцатилетней школоты без мозгов».

Старик прав, разумеется, это все так, но есть нюанс.

Этом мир действительно оставляет желать лучшего, можно было бы придумать и поудачнее.

Но другого у нас тупо нет. Жить нам придется в этом.

Previous post Next post
Up