Оригинал взят у
vad_nes в
Как собрать кучу денег или Выстраданное правило №2Продолжаем мои сбивчивые попытки пересказать авторам глупые мысли, пришедшие мне в голову по итогам первого месяца работы «Сбор-ника».
Прошлый раз мы остановились на том, что имеет значение не только размер, но и качество читательской аудитории автора. Так же стало примерно понятно, что если автор - не известный писатель, даже немаленькая и лояльная аудитория может собрать ему на книгу примерно 50-70 тысяч. В самом лучшем случае. В среднем же - 25-30 тысяч. (вопрос, сколько смогут собрать профессиональные, постоянно публикуемые писатели, пока оставим за скобками - пока что ни один не решился выйти на «Сбор-ник»)
Вы скажете - да ну, 30 тысяч. Вот, на том же «Бумстартере» на книги
влегкую собирают по 100-200 тысяч, не говоря уже об успешных проектах, которые собирали под миллион, и таких не один и не два.
А я вам вот что скажу - меня это тоже очень сильно заботило, волновало и озадачивало. Пока я не сходил недавно на конференцию «Новые технологии в издательском, книготорговом и библиотечном деле», куда меня позвал журнал «Университетская книга». Честно говоря, чувствовал я себя там «в обнимочку с обшарпанной гармошкой», потому что рядом со мной в президиуме сидели представители «Бумстартера», Bookmate и тому подобных монстров, которые выступали с докладами, рассказывали про свои миллионы и прочие успехи.
Но вот слушая их, я понял одну очень важную вещь. Вот эти собравшие сотни тысяч рублей книги, которые висят в разделе «Рекордсмены» у «Бумстартера» - это вовсе не книги.
Это проекты.
Сразу объясню, что я имею в виду: НИЧЕГО ПЛОХОГО!
Просто это не книги в привычном нашем понимании, которые надо открыть, полистать, почитать, посмотреть автора… В той ипостаси, в которой они фигурируют на Бумстартере - это прежде всего проекты. Информационные поводы.
Это не текст, это message, сообщение, маленькая сенсация. Вовсе не случайно почти вся первая страница - это нон-фикшен. Из нон-фикшена очень легко делается информационный повод: «Книга «100 подвигов обычных людей»! Вокруг слишком много ненастоящих героев - бэтменов, суперменов, людей-пауков… А о настоящих никто не знает. Но у людей есть такая потребность!». "Уникальное учебное пособие для школьников и студентов "Предприниматель 14+!" Первый учебник бизнеса для детей!!!».
И так далее.
И даже художественные книги - это не «Действие этой книги происходит в Эвиале, на окраинах Зачарованного Леса». Нет, это - «Перумов начал собирать деньги на новую повесть!». А если автор неизвестен, то что-нибудь вроде «Первое ранобэ на русском языке! Харухи Судзумия из Севастополя!».
Принцип понятен, да? Журналисты должны быстро понять - есть публикуемые новости, а есть не публикуемые. «Открылся крупный сталеплавильный завод» - не возьмут. «Впервые за последние четверть века открылся крупнейший в регионе сталеплавильный завод» - уже лучше. «Впервые в России началось промышленное производство металла с памятью формы» - ваще на ура пойдет, пусть это даже маленькая экспериментальная лаборатория на заводе, чья доля - 0,003% от общего количества объема производства.
Именно поэтому огромным сборам вовсе не препятствует тот факт, что на Бумстартере, например, невозможно выложить отрывок из книги. А зачем? Продается не книга, продается информация о ней. Именно в этом смысл упоминаемой мною фразы: «Если у человека есть тысяча друзей в соцсетях - он без проблем соберет под свой проект 100 тысяч рублей». Она означает, что тысячи лояльных читателей достаточно для того, чтобы скатать снежок, который запустит информационную лавину. Именно поэтому и у нас, и на Западе две трети суммы собираются в первые три дня - сенсация, информационный повод дольше не живут.
И еще раз - это не хорошо и не плохо. Это просто механизм распространения информации. Многие из этих информационных поводов породили хорошие книги, на которые я сам скидывался деньгами.
Выстраданное правило №2: Автору, запуская сбор, лучше понимать, что выбор книги в библиотеке и выбор книги на краудфандинговой площадке функционируют по принципиально разным принципам.
Сам проект «Сбор-ника», как наверняка уже догадались наиболее проницательные читатели, построен как попытка перевести сбор денег на другие принципы. Но наша теория - пока только теория. Пользоваться принципом запуска лавины или медленного выпадения такого же количества снега - выбирает только сам автор.
Пы.Сы. А у нас, кстати,
пельмешки дают.