Сергей Лукьяненко
окончательно обнаглел и собирается написать детскую сказку.
Как всякий неглупый человек, он, слава богу, понимает, что это - самый нахальный и амбициозный из его проектов. По крайней мере, на мой взгляд, за последние 15 лет у нас в стране это не удавалось никому.
А посему Сергей напряженно размышляет:
Вот, казалось бы, в чем различие между сказкой и фэнтези, сказкой и фантастикой? Почему "Незнайка на Луне" Носова - не сайенс фикшн для детей? Ненаучно? Да бросьте, девяносто процентов "научной фантастики" ненаучно. Почему "Бесконечная книга" Энде - никоим образом не фэнтези, несмотря на переходы героя из мира в мир, дракона, меч, колдунью и прочие атрибуты.
Старика Проппа вспомнить? Ну так все правильно, все известно, только сказки по справочникам не пишут. И в фэнтези мы те же моменты найдем, что Пропп выделял для сказок...
Почему "Хоббит" сказка, а "Властелин колец" - фэнтези-эпос? Почему "Гарри Поттер" - сказка, а "Ночной Дозор" или романы про детектива Гарри Дрездена - фэнтези? Герой - ребенок? Здрасте, к седьмой книге он уже взрослый. А почему тогда "Волшебник Земноморья" фэнтези?
Разница почти неуловима.
Вопрос, конечно, интересный.
Я тут думал-думал, и решил, что все дело - в отсутствии полутонов. В сказках добрый человек - добрый и все тут, злой - только злой, и не бывает никаких душевных исканий, моральных терзаний и прочих «но…». Вообще никаких «но», все должно быть просто и ясно, о побуждениях и «мир гораздо сложнее чем кажется» маленький человек узнает позже, а пока ему не надо об этом задумываться. Ему сейчас не оговорки и "двойное дно" нужно - не нужно оно, оно ему просто вредно. Разговоры о сложности всего сущего его только запутают, ему пока наоборот - простота нужны. Ему ориентиры требуются - добрым быть хорошо, злым - плохо, предательство - недопустимо, помощь ближнему - благо.
Но при всем при этом нельзя свалиться в грех скучного и назойливого морализаторства, и необходимо рассказать по настоящему интересную историю.
Задача почти невыполнимая. Это примерно как если художнику запретить смешивать краски, использовать штриховку, светотень и т.п., а просто выдать 12 фломастеров и сказать - вот тебе, рисуй ими гениальную картину!
Вы бы взялись? Я бы - нет. Потому что для написания детской сказки нужно самому вернуться в тот мир, когда мир простой светлый и ясный, когда деревья - большие, а дни - бесконечные.
Не вспомнить этот мир, а вернуться туда.