Концертом в театральном центре «На Страстном» вчера, 19 октября, в Москве открылся Форум культурных пересечений «rozamira».
Концерт был хороший - в компании с российскими музыкантами Сергеем Старостиным, Виктором Сологубом, Владимиром Волковым и Сергеем Клевенским выступала Севара Назархан. Это, если кто не помнит, узбекская певица, протеже Питера Габриэля, которая после записи на его лейбе альбома «Куда ты идешь?» и совместного мирового турне получила премию «World Music Award» и всемирную известность.
А вот сам фестиваль «Rozamira» производит скорее странное впечатление.
С одной стороны - общая концепция форума в изложении организаторов способна заплести все извилины морским узлом. Первые же два предложения рождают неимоверное количество вопросов: «rozamira» - это встреча белого и желтого, Европы и Азии, новейшего с древнейшим. Предыстория возникновения проекта rozamira, качество его контента ставят нас перед фактом: такая близкая и привычная зона нашего невнимания - Азия - уже давно в фокусе внимания мирового культурного сообщества, ей есть что предъявить миру, с которым она ведет постоянный диалог, и лишь мы практически ничего не знаем об этой ценности, которая лежит на стыке нашего европейского и азиатского национального самосознания».
Почему «rozamira»? При чем тут Даниил Андреев? Кто новейший, кто древнейший - белый или желтый? Мы что-то пропустили? О чем мы практически не знаем, если этнические азиатские коллективы из Москвы фактически не выезжают, а тайские и корейские кинофестивали едва не каждый месяц? И, наконец, какая Азия имеется в виду - арабы или лаосцы?
На последний вопрос ответить легче всего.
Потому как везде первым делом зафиксировано: «Под эгидой Шанхайской организации сотрудничества». Поэтому алгоритм отбора участников был формализован без всяких проблем - членством в организации. Таким образом, в фестивале задействованы участники из России, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии. В кинопрограмму взяли еще и Иран - как страну, имеющую статус наблюдателя в ШОС.
Идея проводить фестивали искусства стран - членов какого-нибудь военного или политического блока выглядит не менее дикой, чем слово «панмонголизм». На язык просятся диковинные словосочетания вроде «кинематограф ОПЕК» или «культурные традиции стран - членов НАТО». Но, в конце концов, важнейшим из профессиональных навыков организаторов культурных форумов давно уже является умение найти спонсора. Почему бы и не ШОС?
Тем более, что с «качество контента» дела обстоят довольно неплохо. Нельзя не признать, что к делу подключили профессионалов. Музыку курируют Александр Чепарухин и руководитель культурного центра «Дом» Людмила Дмитриева, за кино отвечает Сэм Клебанов, за фотографию - директор «Московского дома фотографии» Ольга Свиблова. Визуальное искусство на откупе у Виктора Мизиано, перфоманс делает Андрей Бартеньев.
Что же в результате мы увидим?
В музыкальной части, кроме уже упомянутых уже Старостина и Волкова в компании с узбекской дивой Севарой Назархан, представлены суфийское пение таджикского ансамбля Давлатмана Холова и виртуозы игры на киргизских народных инструментах братья Джунушевы. Эти же музыканты примут участие в завершающем фестиваль перформансе Андрея Бартенева.
В кино - недавний фильм «Секс и Философия», знаменитого иранца Мохсена Мохмальбафа, который у нас покажут еще до европейской премьеры, и две работы знаменитого гонконгца Джонни То. В «Галерее на Солянке» будет выставка современных китайских фотографов - Братьев Гао. Визуальное искусство представлено проектом «Актуальный Архив», который создавался как первый павильон стран Центральной Азии на Венецианской биеннале 2005 года. В новой расширенной версии экспозиции будут представлены видео-работы, инсталляции, и полотна художников из бывших среднеазиатских республик: Рустам Хальфин, Вячеслав Ахунов, Ербосын Мельдибеков, Сергей Маслов, Саид Атабеков, Алмагуль Менлибаева, Елена и Виктор Воробьевы.
Смотр продлится до 19 ноября. Подробная программа - на
сайте фестиваля.