Чувство ритма

Dec 08, 2023 16:26


Слегка не сошёлся с женой во вкусах: не нашёл поддержки в своих симпатиях к тоническому стихосложению :) Ничего серьёзного, рядовое семейное творчество для детсада, в котором я нашёл крайне уместным поподражать Маяковскому. И вот я при этом заметил и решил обдумать вот какой момент: похоже, эти предпочтения увязаны с чувством и восприятием ритма.

С силлабо-тоническим стихом всё просто и ясно, «однажды в студёную зимнюю пору» и вот это вот всё - шпаришь как из автомата, головой качая в такт. Стоит сделать чуть хитрее - и почему-то не все ритм ловят. Хотя, казалось бы, русский язык должен приучать: он по ритмической классификации падает в группу с перемежающейся длиной слогов, к английскому и германским и фарси - в противовес «пулемётно»-ритмичным латинским и, скажем, турецкому.

Но вот кто-то не ловит - и всё, я даже как-тот бился с коллегой над одним моментом в совместно исполняемой песне, и не смог пересилить, объяснить, что нужно петь не регулярным ритмом, а вступать в одной из строк с задержкой на пол-такта, варьируя ритм. Или вот со старшей дочерью тоже как-то бился над хореографией: она танец разучивала, и движения нужно было увязать со слабыми, безударными фрагментами, которые в песне я слышал отчётливо: на третью четверть из четырёх, что ли. Пока настукиваю по коленке ритм или ставлю метроном - дело идёт. Как только метронома нет - начинался рассинхрон. В итоге проблему победили, но меня удивило, какого труда это потребовало.



И вот если пойти от ритма в музыке, то я бы сказал, что это вопрос простой наслушанности, чисто механического навыка. В случае языка выглядит чуть парадоксальнее, поскольку, см. выше, сам язык, казалось бы, подсказывает, что ритмический рисунок может быть разным, и что при этом он может оставаться именно рисунком, вычленяемой закономерностью. Но тут, видимо, как с пресловутым открытием для себя, что всю жизнь говорил прозой: если не искать эту границу, то её и не обнаружишь, и тем более не исследуешь.

Музыка бывает строго-ритмична, чаще всего в примитивных вариантах: у того же Баха всё совсем не так. Стихотворный размер тоже бывает строг, и строгость здесь тоже выглядит синонимом простоты (восприятия, но не написания - поди-ка ещё уложи себя в размер без пошлой рифмы «розы»). Ну а в прозе у нас, в отличие от упомянутых латинян, хаос и отсутствие внятного ритма, за вычетом каких-то смысловых схем, типа проталкивания малозначащих деталей скорым речитативом.

Возможно, отсюда и получается, что навыка на восприятие чего-то более сложного у многих нет: скажем, тот же рэп у нас вот потихоньку усложнился, но и там тоже не у всех есть понимание, что это ещё и про ритмический рисунок, а не только про блатняк однотонным речитативом с приговорами «йо».

Какой напрашивается вывод - а никакого, это так, дыбр, себе на потом почитать и подумать - как я уже здесь отмечал, свои архивы почитать бывает приятно. Значит ли это, что надо как-то развивать чувство ритма? А без понятия. Думается, по обстоятельствам.

язык, просто так, мысли

Previous post Next post
Up