Это из Мандельштама. Он пишет:
«Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?»
- но или поэт здесь просто увлекается одной сюжетной линией, либо мы с ним по-разному читали «Илиаду».
Дело в том, что в самой поэме Елена, на мой взгляд, занимает место далеко не центральное. Она служит скорее casus belli, но после десятилетней осады даже Менелай не особо о ней вспоминает, когда речь заходит о мотивации к продолжению сражения.
В целом же в «Илиаде» можно выделить два источника, подпитывающих продолжающееся противостояние. Первый - воля богов, сшибающих между собой смертных из каких-то своих соображений, включая всякие прошения родственников к «верховным» поквитаться с неугодными героями. Второй - сражение ради сражения, стремление облечь себя славой, показать удаль молодецкую и не посрамить честь мундира, так сказать. Война для ахейцев - естественная стихия, и основные воспоминания у них сводятся к прошедшим войнам и подвигам. Для них выбор Илиона как цели - это каприз судьбы и богов, но, в остальном, не Илион - так было бы что-то ещё.
Так что Елена играет тут роль чисто символическую: образ победы для ахейцев в том, что либо троянцы сдадутся и в качестве жеста выдадут, в том числе, и Елену, - либо будут повергнуты силой. Основные же противоречия между сторонами уже сложились, скорее, «по земельному вопросу».
А если подверстать сюда исторические свидетельства, что ахейцы как «народы моря», судя по всему, просто развернули банальную экспансию, и,
«скорее всего легендарная Троянская война была одним из эпизодов этого великого переселения народов на раннем этапе» - то приплетание сюда похищения может вообще быть более поздним изобретением поэта ради оправдания агрессии.