Нашёл на даче томик Хемингуэя, кажется, свой же собственный, купленный в эпоху первичного накопления личной библиотеки. Рядом с томиком Пелевина, кстати, но Пелевин был относительно поздний и в этот раз совершенно не зашёл, а вот Хемингуэй пишет хорошо, зачитался. Впрочем, переводчик отчётливо халтурил на испанских фразах и транслитерации, так что
(
Read more... )
Насколько я тебя понимаю, ты даёшь однозначный ответ, что это всегда врождённое несоответствие, вынуждающее человека инстинктивно, механически применять выученные способы выражения симпатии "ненормальным" образом, отчего следует как раз понятный испуг.
Нет, мой однозначный ответ другой: врождённая ориентация - первична, а культурные способы её выражения или репрессирования - вторичны. Понятие «несоответствия» - это культурный, т.е. вторичный уровень: в приемлющей разные гендеры культуре никакого «несоответствия» не возникает, оно возникает лишь в репрессивной культуре в отношении тех, кто «не как все». При этом личность, как социальный феномен, продукт воспитания, интериоризирует (впитывает в себя, усваивает) внешние культурные нормы таким образом, что сама воспринимает окружающий мир «нормально» - теми же способами, что и окружающие, искренне разделяя общепринятые взгляды. Поэтому в репрессивной культуре осознание личностью про саму себя «это что же получается, я - п…???» становится буквальной личной катастрофой, кромешным ужасом. А в нерепрессивной культуре никакой личной драмы, невроза и психопатии не будет. У Хемингуэя, насколько я понимаю, вышла именно драма: такой мачо, любимец женщин - а в глубине души всё это его отнюдь не радовало и даже привело к тяжёлой депрессии.
Но мне лично неясно, как часто это несоответствие врождённое, а как часто - продукт травмы (когда у человека, к примеру, возникает блок или фобия и развивается компенсация) или, скажем, сильной концентрации на себе и обуревающих идеях, что вызывает перестройку реакций - это ведь вполне рабочий инструмент.
Не могу сказать, что вполне понял этот вопрос. Влечение - первичный, физиологический (гормональный) уровень, врождённый (животный) инстинкт, который сохранится и при «выносе мозга» (амнезия, деменция и т.п. нарушения), он неискореним ничем, но может быть подавлен на культурном уровне, уровне личности, правда человек станет «зажатым» невротиком. Психотравма - это сложная конструкция, которую тут нет места объяснить. Но в психотравме среди прочего задействован верхний, психологический уровень личности, который вредным для психики образом интерпретирует ситуацию на основе знаний и жизненного опыта. Поэтому одна и та же ситуация может травмировать одного человека и не травмировать другого - они по-разному интерпретируют, у них разный опыт. Почти невозможно психотравмировать животное, маленького ребёнка или клинического идиота - у них очень бедные интерпретации, они наивны и потому «блаженны».
Сексуальное поведение и даже самый контакт - это очень часто социально обусловленное действие, порой даже ритуальное. И не только у людей, но и у бонобо (малых шимпанзе), гиен и т.д. Нередко это способ выражения и выстраивания социальных отношений доминирования и подчинения, или даже симпатии, канализации ненужной агрессии. В конце концов, просто развлечение, не говоря уже о проституции. Бурное влечение или, наоборот, отвращение инстинктивного (животного) уровня тут не нужно и даже вредно, поскольку грубые инстинкты мешают тонким социально-культурным ритуализированным играм, учёту разных нюансов ситуации.
Короче говоря, людям достаточно быть «не против», не испытывать отвращения, чтобы ввязываться в гендерные отношения, особенно если это даёт социальные выгоды. Влечение тут опциально, а вот сильное инстинктивное отвращение - неодолимый барьер.
Неврозы с фобиями, как ты говоришь, «блоки», идиосинкразии вообще ортогональны: теоретически они могут развиться у человека с любой ориентаций в любой культуре, и получается пресловутые «жено-» или «мужененавистники». Такие люди скорее будут вовсе асексуальны, избегать любых отношений, на всех огрызаться, агрессивно относиться к любым проявлениям сексуальности вокруг - вне зависимости от собственной ориентации и от репрессирования/поощрения её культурой.
Reply
У Хемингуэя драма скорее сосредоточена в межличностных отношениях и исканиях, тараканы все в голове жены протагониста, а самого протагониста они трогают, по-моему, лишь постольку, поскольку касаются его самого, ну и немного эмпатии к женщине, которую он, как утверждает, любит.
Собственно, отсылка в названии к мифу об изгнании из рая тут как раз, думаю, прямо и указывает на семейную жизнь, о которой можно сказать "а ведь так хорошо начиналось" и "недолго музыка играла" - потом следует утрата этого самого рая.
Reply
Leave a comment