"Батум"

Jan 19, 2023 14:56


В рамках своеобразного «булгаковского марафона» (перемежаемого, впрочем, всяким другим) отдельное любопытство постепенно вызвала у меня пьеса «Батум».

Дело в том, что отношения Булгакова со страной Советов в целом и её властями и Сталиным в частности - лично я бы, пожалуй, охарактеризовал как весьма непростые. И было бы, пожалуй, упрощением сводить ( Read more... )

литература, мысли

Leave a comment

rolf_steiger February 24 2023, 23:11:12 UTC

Ну не всегда же писателю надо протаскивать автобиографию, зависит от того, о чём он хочет написать. В принципе, на основе строгих исторических свидетельств вполне можно создавать/конструировать (тут это слово точнее будет, или даже синтезировать) конкретного героя, даже без черт автора. Хотя, думаю, что совсем обойтись помимо каких-то известных автору людей вряд ли получится. Создать живой персонаж сам по себе невозможно. Придётся наделять его подсмотренными у кого-то чертами. Другое дело, будет ли синтезированный из набора таких черт герой живым и убедительным. В последнем и есть мастерство. Но, могу только повторить, живого героя не сконструировать, не имея перед глазами вполне реальных людей. Это понимают т, кто пишут.)
Не знаю, выступает ли Воланд в качестве адвоката Христа в МиМ. Скорее, он снисходителен к просьбам сил Добра, одновременно демонстрируя куда большую власть над потусторонней жизнью, что, в частности, выразилось в предоставлении Мастеру и Маргарите вечного покоя.
На мой взгляд, настроение Булгакова сильно эволюционировало от раздражения и, можно сказать, злобы на соперников, зачастую уступавших Булгакову в мастерстве и образовании, да и в жизненном опыте, до усталости и желания покоя. Недаром же роман писался несколько лет. И видна эта эволюция уже в последних главах - сразу после бала у Сатаны. Возникает ощущение, что Булгаков сам не знает, что делать с главными героями и потому, вместо решительного финала сразу же после извлечения Мастера, вставляет, по-моему, совершенно лишний эпизод в подвале. Такое впечатление, что ещё не пробил их час, но в жизни им уже нечего стало делать. И на этом фоне последние похождения гаеров тоже выглядят лишними, хотя и ярко выписанными. Опять будто для того, чтобы занять читателя, пока автор найдёт концовку. Да и само приближение к вечному дому несколько повисает в воздухе и смазано, будто незакончено.
Хотя, по стилю и фабуле это лучший русский роман 20-го века. Никто из других просто не тянет стать рядом.

А Евангельская тема всё-таки, несмотря на обилие летучих выражений, очень невнятная. Возможно это обосновано разочрованием самого М.Булгакова в теме спасения по-христиански, но Иисус у него получился жалким. А вообще сама пара Иисус - Пилат, пожалуй, центральная для событий Страстной недели. Но об этом тоже можно говорить отдельно...

Reply


Leave a comment

Up