День студента

Jan 26, 2022 00:32


Сегодня все наши муниципальные официальные паблики постили одни и те же картинки про студентов. Они вообще постоянно так делают: копипастят одно и то же в десятки мест вместо репостов, за что хочется от половины отписаться. Кабы не одно «но»: информацию по существу-то они не копипастят. Поэтому подобный флуд приходится пока что терпеть (может, когда-нибудь вконтакте уже фильтр сделает по копипасте, например?)

Ну и вот, на этих «студенческих» копипастах были всякие «стереотипные студенты» в картинках: прогульщик («живёт сегодняшним днём», wtf?), середячок, тусовщик, мёртвые души - и ботаник, который «верит в силу красного диплома». Вот тут-то, на «силе красного диплома», меня и триггернуло.

Потому что на родной моей «Прикладной математике и информатике» (и, шире, на физико-математическом факультете) такая штука как красный диплом проходила по разряду ненаучной фантастики. Какой там красный диплом, если ты матан сдаёшь с тройки на четвёрку, сидя годами без стипендии из-за того, что физически на одних знаниях первые курсы только на трояк или (напрягшись) на хор. и можно было сдать?

Я не знаю, произошёл ли именно в ту эпоху какой-то сбой и слом системы, или это она всегда была такой кривой, - но это был довольно подлый, хоть и очень полезный урок: что знать ты можешь что угодно и в каких угодно объёмах, это к делу не очень относится. Важно, как ты по целевым показателям пройдёшь.



И что эти целевые показатели могут быть крайне необъективны и несправедливы, - про это слушать тебя никто не станет, особенно люди, которые «всегда так делали». Ещё и поэтому, пожалуй, я с таким скепсисом отношусь к так называемому «ИИ» в машинном обучении: там с целевыми показателями только ещё хуже дело, в каком-то смысле прямо как с ЕГЭ :)

В общем, опыт первых двух примерно курсов, как в анекдоте, «матан большой, что-то да не знает», проживаемый многократно, - это опыт неизгладимый. Не знаю, в чём тут дело, но это вот взросление и врастание в жизнь началось именно с ВУЗа: в школе оценки почему-то были как-то в целом более-менее объективны, и ещё поэтому более-менее пофиг, будь то двойка или пять - плюс-минус за дело же, если не брать человеческого фактора. А вот в ВУЗе это всё куда больше злости вызывало. Может, ещё и потому, что тут за это ещё и отчисляли - а я бывал и в рядах пересдающих двояк несколько раз, и видел, как отчисляли в целом толковых, а оставляли полных балбесов-«бомбил».

И этот опыт, пожалуй, повлиял на отношение ко многому: к людям и их группам, к институтам, к преподаванию, к самому себе, своим принципам и целеполаганию. Мне кажется, я на эти темы уже писал пару раз. Может, конечно, ретроспективно уже это отношение пытаешься приписывать к чему-то более крупному, а там ещё много чего было, но в целом, думается, не могло именно это не влиять на «неокрепшую психику». Например, к сравнительно лёгкой школьной «прививке пофигизма» это добавило мощный такой бустер. Настолько, что потом компенсировать пришлось уже сознательными усилиями в обратную сторону. Впрочем, пофигизм-то тоже был изначально сознательный, а вот подсознание так просто не проведёшь, и типичные сны о несданном экзамене повторялись ещё несколько лет.

Дальше была ещё пара курсов, где, может быть, я как раз немного «научился учиться» (хотя скорее наоборот, зато «я встретил вашу маму»), а затем уже, на выпускном курсе, я довольно плотно стал работать в качестве стажёра, так что там уже влияние ВУЗа было остаточным.

И возвращаясь к красному диплому. Я уже позабыл то чувство изумления, которое испытал при визите в отдел управления студенческим составом за какими-то преддипломными расчётами, где мне сообщили, что диплом именно такого цвета мне светит. Но сам факт изумления я помню и прекрасно понимаю по сегодня. Я даже сейчас усомнился, правда ли у меня «диплом с отличием», и натурально сходил, отыскал диплом и убедился, что да, мне не померещилось, и это не наведённые воспоминания за давностью лет.

Что до силы, то нет её в дипломе, ни в красном, ни в синем. Она - или в знании (но не «на ять»), или в правде, может быть, но точно не в дипломе. О чём всем студентам и желаю не забывать.

образование, о себе, настроение

Previous post Next post
Up