Oct 31, 2014 02:19
Я бы, может, прошёл мимо неудачного пуска ракеты "Антарес" - мало ли, как оно бывает, - но та часть истории, которая связана с двигателями (доработкой советских из каких-то довольно старых запасов), заинтересовала.
Не особо знакомый с тем, что там в негосударственном космосе происходит, я думал, что все эти частные программы - более полные в смысле технологического цикла. Ещё несколько удивлялся, неужто частники-стартапы всё делают сами, и у них всё практически сразу (по индустриальным меркам) летает куда надо. А тут по случаю покопался немного, и оказалось - всё не совсем так. Что есть и собственные разработки, но они пока не летают, а летают вот на тех же советских двигателях, например.
По некоторому осмыслению этого феномена, я бы тут пока обозначил для себя пару следующих выводов (друг друга, скорее, дополняющих):
1. Я, всё-таки, далёк от бизнес-мышления, и недооцениваю способность бизнеса к оптимизации процессов изготовления даже таких вот технологичных вещей, как ракеты: и правда, бывает проще купить готовое решение какой-то подзадачи, - только я думал, суровость "rocket science" не даёт такой свободы.
2. Космос, наверное, и правда становится ближе и проще, если кроме государственных или окологосударственных КБ и корпораций, здесь могут существовать такие вот модульные решения, интегрирующие продукцию совершенно разных инженерных школ вот так запросто и с достаточной надёжностью. А ведь государственная монополия раньше обеспечивалась не только трудоёмкостью и наукоёмкостью производства, но и высокими рисками, минимизацию которых (т.е. очень жёсткий контроль качества и толерантность к потерям в случае проблем) могло потянуть только что-то очень большое и богатое. Видимо, технологию откатали настолько, что риски стали меньше.
экономика,
мысли