Про "пасхалки" и творческую интеллигенцию

Feb 11, 2024 08:51


В комментариях к рассказу о региональных изданиях "Волшебника Изумрудного города" мне сказали, что я зря издевался над книгой Волго-Вятского книжного издательства с иллюстрациями художника Э. Гороховского.



Оказывается, в этой книге он не просто пугал детей страшненькими героями книги Волкова - он делал это с глубоким смыслом.

Процитирую фрагмент очень классной статьи безмерно мною уважаемой Юлии Беловой - https://dzen.ru/a/YKfxbbpfeFaGISKI.

__________________

Есть одна детская книжка, которая для меня превратилась в угадайку "Опознай шедевр". Иллюстрации ее таковы, что читать текст в этом издании я не способна - меня разбирает смех. С другими изданиями все в порядке, а вот это... Речь идет о книге А. Волкова "Волшебник изумрудного города" с иллюстрациями Эдуарда Гороховского (1929-2004).

Из этой книги я поняла одно - художник очень любил Северное Возрождение и немного искусство Кватроченто (это итальянское искусство XV века).

С чего я так решила?

Да с того, что все иллюстрации "Волшебника Изумрудного города" имеют конкретные источники - те самые: немецкое, нидерландское (имеются в виду Нидерланды исторические) и итальянское искусство (и всего по одному разу французское и испанское).

Не верите?



Сейчас покажу. Хотя признаюсь, до сих пор я опознала далеко не все картины - все же не всегда Э. Гороховский прямо цитировал известные шедевры, иногда это были рисунки "по мотивам". А временами я опознавала изображенный сюжет (частенько мифологический), но не могла вспомнить, кто именно написал картину.

Но вернемся к произведениям опознанным.

Итак. Сначала книжная иллюстрация. Как вы понимаете - Страшила.



А на самом деле что это за картина?

На самом деле это "Жатва" нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Любуйтесь!



Прекрасно, правда? Я очень люблю Брейгеля.

Но идем дальше.

Людоед в своем замке.



Взято все это у Альбрехта Дюрера (1471-1528) с алтаря семьи Паумгартнеров. "Рождество".



Неплохие образцы, верно?

Но не будем останавливаться в начале пути. Девочка Элли, Железный Дровосек, Страшила и Тотошка продолжают свой путь.



Заметьте, дорогу из желтого кирпича художник изобразить забыл. Почему? Да потому, что у Брейгеля (по техническим причинам) ее тоже не было. Итак - Брейгель "Охотники на снегу" (фрагмент, само собой). Я ведь уже писала, что очень люблю Брейгеля?



___________

Ну - и так далее.

Я позавидовал позднаниям Юлии и подумал - а ведь в этих иллюстрациях, как в капле воды, отразилась вся суть позднесоветской и постсоветской творческой интеллигенции.

Я однажды как-то писал о том, что с конца 70-х - начала 80-х в отечественной творческой среде талант и профессионализм перестали быть обязательным условием для работы.

Я очень рад, что художник Гороховский так хорошо разбирается в классике. Я вот разбираюсь гораздо хуже.

И что же я вижу в его иллюстрациях?

Я не вижу его отсылок, как не видят их дети, которые не обязаны знать классическую живопись. Я вижу только плохо нарисованных уродливых персонажей в странном антураже.

И все.

Разглядывая классические картины, на которые ссылался художник, я вижу, что они прекрасно нарисованы. Его же иллюстрации нарисованы очень плохо.

Как и большинство сегодняшних "творцов" он знает - как должно быть, но сам не может так сделать.

Отсылки и оммажи иллюстратора имели бы смысл, если бы он сам не только знал классику, но и умел рисовать. Когда ребенок видит профессионально и талантливо нарисованных персонажей, на которых ему приятно смотреть, вплетенных в интервьеры классических картин - тогда в будущем, рассматривая классику, он скорее всего вспомнит любимые иллюстрации, поймет и оценит игру художника.

Но такого Страшилу и такую Элли полюбить невозможно, особенно детям.

Есть непреложный закон: когда ты не можешь удовлетворить другого, ты начинаешь удовлетворять себя. Как на этих иллюстрациях.

Главная проблема экспериментирующей творческой интеллигенции в том, что все, что она делает - делается не для людей.

Это игры для себя и для своих.

За чужой, разумеется, счет.

Previous post Next post
Up