Jul 09, 2011 12:52
В деловом общении одним из критериев профессионализма, тем, что помогает достигать успеха и продвигаться по карьерной лестнице, является умение правильно реагировать на критические замечания. Мы не всегда в силах исправить другого человека, особенно, если он не является нашим подчиненным. Тем более это будет неуместно, если вы находитесь в диалоге с начальником, который не умеет вести себя адекватно, не справляется с эмоциями, использует манипулятивные, неприятные речевые обороты. Поэтому давайте разберем те практические инструменты, которые помогают в построении конструктивного диалога с критикующим.
1. Смотреть в глубь намерения. Важно помнить, что любая критика, подобно любому другому поведению, вызвана благими намерениями. Найдите их и вам станет понятнее ради чего затевался подобный разговор.
2. Отделить от эмоций. При внешне неадекватной поведенческой линии посмотрите на содержание высказываний. Что до вас хочет донести собеседник? Отделите информацию от эмоций.
3. Убрать оправдания. Проводимые многочисленные доводы в защиту и объяснение причин не самый лучший способ. Если факт свершился, то униженная, почти детская позиция сможет только усугубить ситуацию.
4. Снять контратаку. Не провоцируйте конфликт к его дальнейшему развитию, если не ставите перед собой подобной задачи. Уберите желание нападать в ответ на критику в ваш адрес.
5. Действуй. Не уходите и не молчите, когда к вам относятся не справедливо. "Слово серебро, а молчание золото" - не про данную ситуацию. Стремитесь одержать конструктивную победу в сложной ситуации и это повысит вашу уверенность и уважение к себе, как к личности и профессионалу. Если же вы не видите рационального зерна в совместном разрешении ситуации, то смотрите п.6 и 7.
6. Сохраняй здоровье. Негативные эмоции вредят вашему здоровью, поэтому необходимо "разрядиться", не копить и не носить их с собой. В Японии подчиненные колотят специально для этого сделанных кукол. Вы можете колотить подушку, сделать пробежку или написать гневное письмо.
7. Не срывайся. Не переносите злобу и негатив на людей. Когда чувствуете раздражение, разберитесь в своих чувствах. Решите для себя каким образом вы сможете сейчас улучшить свое состояние: выписать, выговориться, простить неидеальность поступков другого поняв причину его неприятного поведения.
8. Уточняй. Поймите и уточните суть критического замечания. Сделайте для себя прозрачным, четким и понятным содержание сказанного. Тогда вам будет легче исправить собственное поведение или правильнее отреагировать на замечание.
9. Убери "Извините". Извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе. Не делайте этого часто и без особой необходимости.
10. Говори "Да". Первоначально в диалоге найдете то, с чем вы сможете согласиться. Это даст критикующему понимание, что вы его услышали.
11. Соглашайся с правдой. Говорите "да" только тому с чем вы согласны, если вам кажется что такого в критике не оказалось, то вы хотя бы можете согласиться с тем, что собеседник имеет право иметь подобную точку зрения.
12. Забудь про "но". Предлог "но" ставит барьер между вами и словами критикующего. Замените "Да... но" на "Да.... и вместе с этим", "Да ... и скорее всего", "Да... и при этом" и вы увидите насколько проще и приятнее будет аргументировать вам вашу позицию.
13. Будь доброжелателен. Обратите внимание на тон голоса при ответе на критику. Ехидный, агрессивный или раздражительный голос замените на спокойный, доброжелательный, заинтересованный. Ведь вам действительно может быть интересно, что подтолкнуло руководителя к подобному разговору и в чем вы можете ему помочь или усовершенствовать свои профессиональные качества.
14. Будь краток. Если критик находиться в эмоциональном состоянии, не давайте повода "зацепиться" за ваши слова, постройте краткую фразу отвечающую на выпад и договоритесь о другой встрече.
15. Оставь дверь открытой. Договоритесь о том, что можете прийти и уточнить те моменты, которые при решении будут требовать комментариев или рекомендаций.
16. Проанализируй ошибку. Когда разговор состоялся, найдите время и проанализируйте в чем вы были не правы, где допустили ошибку. Это поможет вам усовершенствовать ваши переговорные навыки.
Ищите варианты исправления ошибок.
business,
лидерство через слово