Jun 14, 2011 14:54
Если бы я жил в 1917, то был бы большевиком, как мой прадед. По рациональным причинам. Кем еще мог быть плотник, унтер-офицер и георгиевский кавалер? Кем мог быть человек, сражавшийся на фронте, знавший, что жена умерла и дети побираются по рабочему поселку (может кому он и казался тогда городом) Юзовке как малолетние попрошайки? Да, этот мир стоило изменить. Большевизм выглядел рациональным ответом на жизненные вопросы. В 2011, по тем же причинам, стоит считать большевизм тупиковым учением.
В момент появления политической философии марксизма-ленинизма и организационной формы большевизма у них были ответы на все вопросы. Казалось, что партии Коминтерна могли элементарно объяснить мир и историю. Наука и общественное развитие подтверждали основательность подобных претензий на истину в последней инстанции. Организационная форма сочетала элементы революционного заговора и массового низового протеста. Революционная элита и массы спаянные в единую партию. Ту саму, о которой писал Маяковский: «Партия это рука миллионнопалая сжатая в один громящий кулак». Маяковский, вообще, является лучшим певцом этой идеологии. Его творчество заложило основы большевистского стиля. С этого поэта и художника начинается список деятелей культуры, которые стали такими же жрецами идеологии, как и сановные бюрократы. В стихах партийного поэта дается удивительно образная и привлекательная картина большевизма. Идея слита с организацией, а во главе фигура живого или мертвого вождя, который олицетворяет диктатуру пролетариата.