Интервью

May 29, 2010 10:50

На днях мы очень подробно беседовали с Ольгой Таир
С её любезного разрешения я выкладываю здесь отрывки из этого интервью, которое пока готовится к публикации.

Поразительная эпоха в ироническом прицеле

Новый автор ретро-детективов Валерий Введенский ворвался в литературную жизнь достаточно энергично. О нём пока мало знают читатели, но ведущие критики страны уже оценили. Дебютный роман Валерия Введенского «Старосветские убийцы» был включен в лонг-лист 2008 года премии Национальный бестселлер. Сегодня не только критики, но и читатели могут прикоснуться к пушкинской эпохе вместе с ироничным автором.



• Валерий, какую цель вы преследовали, когда писали книгу?
Такое впечатление, что детектив «Старосветские убийцы» в пику Акунину написан.

Нет, конечно!
Писать книгу в пику - все равно что дружить против, себе дороже....Слишком много уходит сил.
Цель? Сверхзадач никаких не ставил.
Читать детективы любил всегда, захотелось очутиться в "зазеркалье", там, где их придумывают. Но, конечно, долго мешала лень....
И вдруг "появился" образ - патологоанатом 19 века, тогда фактически единственный научный эксперт при расследовании преступлений. Образ Ильи Андреевича Тоннера был "навеян" доктором Джозефом Беллом (один из прототипов Шерлока Холмса) и Икабодом Крейном( герой "Сонной лощины" Ирвинга). Рассудительный, «оснащенный» самыми передовыми на тот момент техническими достижениями. Хороший психолог и очень логичный человек.
Чуть позже "появился" второй герой, Денис Угаров - молодой порывистый юноша, человек действия (какой же детектив без погонь, засад) с сильной природной интуицией. Угаров редко обременяет себя сложными умозаключениями, хотя далеко не дурак, и именно он находит решающие доказательства для изобличения преступника в "Старосветских убийцах" .
Герои должны были где-то познакомиться. Так возникла станция, а что может быть рядом с ней? Чья-то усадьба....
Придумался сюжет, и понеслось....

• Чем вы занимались до написания вашего детектива? У вас есть ещё какие-то изданные книги, опубликованные тексты или это абсолютный дебют?

Дебют абсолютный! До того писал лишь письма бюрократического содержания, хозяйственные договоры, а потом претензии к ним.
Кстати, деловая переписка после литературных упражнений стала много лучше, подумываю выложить ее в ЖЖ (смеётся)

• Сводите всё к хохме? Позволю себе усомниться. Сложно написать качественную прозу вот так сразу, слёта.

Да, я ироничен. Но абсолютно искренен!
А писать учился... Конечно, вначале все было беспомощно. Получаться стало где-то через полгода. Написанное ранее пришлось жестоко редактировать. Но вряд ли кому-то это интересно...

Сверхзадач, повторюсь, не было. Хотелось читателя развлечь, в очень легкой форме рассказать об эпохе (Пушкин жил вроде и не так давно, но вот читать "Евгения Онегина" приходится с комментариями), чуть-чуть поиграться со "штампами" (для тех, кто подобно вам, детектив не любит), ну, и не разочаровать развязкой тех, кто подобно мне, является поклонником жанра.

• Когда появилось представление вашей книги в сообществе "Мир книг" books_world, меня поразило молчание читателей, якобы отсутствие интереса к новому детективу, хотя, статистика, а мне она доступна, как модератору сообщества, показала, что люди пристально рассматривали нового автора и его детище.
Это что, по-вашему? Усталость читателей от новинок, недоверие к новому
автору, что?

Я думаю, это нормальная реакция людей на рекламу. Информацию они прочли,
результат в подкорку (интересно-неинтересно) записали. Случайная "встреча" с книжкой в магазине эти воспоминания "оживит", принятое решение (читать или пропустить) неминуемо "всплывет". Конечно, определенную роль сыграет цена - не каждый готов выложить за "кота в мешке" 250-400 рублей.
Усталость от детективов? Не думаю! Кто их любит, наоборот, жалуются, что читать нечего, при том, что полки ломятся. Из собственных открытий прошлого года могу назвать лишь Стига Ларссона, но, увы, приятное знакомство вот-вот закончится. Он успел написать только три книжки, и последняя из них только что вышла в русском переводе.

• Опытными критиками ваш детектив рекомендован для дачного чтения.
Обложка вдохновляет именно на это - взять в руки книгу, расслабиться в шезлонге где-нибудь в тени тонкоствольной вишни, всё так. Но почему вы решили дать такое мрачное название? Меня лично оно насторожило.

Есть некие законы маркетинга, которыми руководствуются издатели. Так как законы эти даны им в ощущениях, спорить, как понимаете, бесполезно. Изначальное название было отвергнуто и поручено придумать такое, чтоб всем было сразу понятно, что это детектив и что действие происходит в 19 веке. Из предложенных вариантов выбрали "Старосветских убийц".
Встречный вопрос. А что настораживает? Нельзя классику руками? Или слово
"убийцы" отталкивает? Боитесь натолкнуться на толпу киллеров в крылатках?

• Даны издателям в ощущениях! Браво, этим сказано всё. (Смеюсь)
Испугалась толпы киллеров - это в первую очередь.
Потом мысль "постмодерн? Бежать от него куда глаза глядят!
И только сейчас выдохнула и успокоилась: «Пушкинская эпоха? Это
интересно».
А вот оформление - то, что надо! Тут уж дизайнеру и художнику удалось
уловить тонкие настроения автора.

Над оформлением Ольга Васильевна Морозова билась долго, раз за разом
отклоняя предложенные эскизы. И, в конце концов, Андрей Бондаренко попал в "точку" Обложкой, шрифтами и всем прочим дизайном я очень доволен.

• Как интересно! Создание вашей книги, да и любой другой -- это же приключение с героями, призраками, королями (издателями) , принцессами (вас, наверное, кто-то вдохновлял?). Теперь мы знаем имена героев:
Ольга Васильевна Морозова, Андрей Бондаренко, сам автор, критики.
Теперь хочется узнать, кто вдохновил автора, была ли муза?

Нет, Беатриче и Лауры не было.
Есть друг, который сподвиг на этот труд.
Есть жена - первый читатель и рецензент. Если ей не нравится, то
переделываю.
Есть приятельница, которая читает написанное мной по главам и высказывает
мнение.
Есть сын, который первым читает законченное.
Есть друзья, которые читают следом. Тоже делятся впечатлениями и "ловят
блох".
Есть консультанты. Один из них, по профессии переводчик, помогал
редактировать "Старосветских убийц". Потом, уже вслед за ним, работала Ирина
Луговая.
Есть замечательный человек, друг нашей семьи, которая уговорила Морозову
прочесть роман.
Список людей, которые помогали и которым я очень благодарен, огромен....
Так, так… Смахивает на церемонию «Оскара» (смеется)

• Валерий, по вашему рассказу понятно, что писательство для вас - это
область экспериментов и каких-то личных достижений, но не работа. Я права?

Да, конечно!
Насколько знаю, профессиональных литераторов в России - человек двадцать, уровень гонораров не позволяет остальным бросить работу и уйти в творчество.
Так что мой случай типичный.
Это хобби! Некий способ борьбы с кризисом среднего возраста. На работе достигнут "потолок", ребенок вырос. Появилась потребность занять голову и руки, попробовать себя в чем-то ином. Вот и ...
Конечно, на издание книги я не рассчитывал. Удовольствие доставлял сам процесс, а после написания - реакция друзей-читателей.
Предложение Морозовой было неожиданным. Помните "Театральный роман", когда
Максудов стоит у афиши МХТ и видит свою фамилию вперемежку с Шекспиром и
Толстым? У меня была примерно такая же реакция....У Морозовой печатались Акройд, Памук, Вайль, Битов... И вдруг я!

• Почему вы обратились к пушкинской эпохе, чем она для вас так мила и
привлекательна?

Я уже говорил. Вначале появился герой - патологоанатом, который ловит преступников в те времена, когда полицейского следствия ещё не было.
Век криминалистики начался в шестидесятых годах 19 века (у нас он совпал с судебной реформой 1864 года). Медицина, как наука, стала развиваться чуть раньше, с самого начала позапрошлого века.
Так что на выбор были две эпохи: Александра I и Николая I.. Последняя показалась мне интересней.
Именно тогда сложилась система управления российским государством, которая
действует и поныне. Неограниченный владыка и огромный класс бюрократов, ни
за что не отвечающий, но всем распоряжающийся.
Взяточничество, коррупция, казнокрадство. Николай как-то посетовал сыну,
будущему Александру Второму: "Во всей стране только двое не воруют, ты да я!"
Россия, худо-бедно развивавшаяся при Екатерине II и Александре I (во всяком случае не отстававшая от европейских в развитии), отказалась от реформ (отмена крепостного права, создания условий для развития капитализма - равные права сословий, права на землю и т.д.), на европейской арене «примерила» роль "жандарма", подавлением польского восстания навсегда похоронила идею панславянского государства. Именно тогда началась бесконечная кавказская война. Слоган "самодержавие, православие, народность". Борьба с инакомыслием. Третье отделение.
И тут же Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка, Брюллов, Иванов, Клодт...
Поразительная эпоха! Не правда ли?

• Да, удивительное время воплощено в вашем романе.
Вы проводите какие-то параллели с сегодняшним днём, или у меня
воображение разыгралось?

Параллели и аллюзии могут возникнуть, потому что моих героев волнуют до боли знакомые «извечные» вопросы…

• Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях, из какой вы семьи, чем занимались ваши отец, мать, бабушки-дедушки.

Я - поздний ребенок, потому в живых лишь отец, но разумное общение с ним, увы, невозможно.
Мама работала экономистом, на пенсии нянчилась с внуками... Замечательный
человек, жаль, что рано ушла....
Ее родители из крестьян, сбежали в город от коллективизации. Дед проработал на Балтийском заводе всю жизнь с перерывом на ополчение. Бабушка, всю блокаду жившая в Ленинграде, ездила к нему на фронт на трамвае...
Бабушка по линии отца была из дворян, фамилия Введенский - её. Замуж вышла за
крестьянского сына, которому революция дала возможность стать инженером. Он всю жизнь служил железной дороге.

• А зачем же вы роман начали именно со сцены вскрытия трупа?

Чтобы "завлечь" читателя. Хронологически сцена вскрытия в середине романа, но сознательно вынесена в Пролог. В романе довольно большая экспозиция: знакомство героев, рассказ об истории семьи князей Северских... Нетерпеливый читатель может усомниться; детектив ли читает? А так он знает, что вот-вот начнется. Кстати, есть и дополнительная интрига. Покойница не названа, волей-неволей приходится присматриваться к дамам-героиням: кого из них «завтра» вскроют?
Правда, журнал Time out интригу раскрыл...
"Больше всего я не люблю рецензентов, которые рассказывают в статье, что
убийца - садовник"
Григорий Чхартишвили, он же Борис Акунин, из интервью Дмитрию Бавильскому
http://www.chaskor.ru/article/grigorij_chhartishvili_pisatel_-_ne_deyatel_shou-biznesa_9839
Полностью согласен.

• Мне интересно, против каких сцен в книге протестовала ваша жена и почему? Каков женский взгляд на ваш детектив?

Ей показалось поведение одной из героинь недостоверным, как с психологической точки зрения, так и с исторической - мораль и нравы были другими: то, что теперь естественно, тогда было под запретом. Она меня убедила, и героиню я переписал.

• Какие моменты вам показались самыми радостным при создании вашей книги?

Радостным было само создание.
Творчество для меня - хобби, счастливо обретенный параллельный мир, никак не
связанный с существующим.
Конечно, не без мук. То слово не подобрать, то "ловкий ход" не придумать.
Тем больше радость, когда вдруг... Вот оно!
Но не без сомнений! "Глупо, пошло, плоско, бездарно! Зачем? Лучше бы водки
выпил! Или на футбол сходил! Или телик!" Включишь, пять минут поглядишь. Черт побери! Да не так у меня и бездарно! И снова за работу.....

• Есть ли у вас писательский кабинет?

Квартира у нас двухкомнатная. Одну занимает сын. Так что у меня всё вместе, как у Айседоры Дункан: спальня, столовая. кабинет. Здесь же режу кроликов. Ну, то есть, жертв. (Смеётся)

• Не буду вас больше мучить. (смеюсь)
Валерий, с вами так интересно! Буду ждать ваши новые книги, а первый
детектив обязательно почитаю в шезлонге, на даче.

(Беседовала Ольга Таир capprice  29.05.2010)

Интервью

Previous post Next post
Up