...Только что прошел ходовые испытания один из двух уникальных, по меркам Российского императорского флота, боевых кораблей -
- броненосный фрегат "Петропавловск", первый носитель этого имени (оказавшийся более счастливым, чем второй), названный в память обороны Петропавловска-на-Камчатке, оставшейся светлым эпизодом среди достаточно безотрадной летописи событий Крымской войны.
Уникален первый "Петропавловск" не своими характеристиками (ничем не выдающимися на фоне кораблей-современников), а тем, что был одним из всего лишь пары мореходных российских броненосцев с деревянным корпусом, обшитым броней из железных плит. Подобные боевые единицы, дабы выделить среди разнообразия тогдашних броненосных кораблей, иногда классифицируются как панцирные.
Если сопоставить эти два снимка, сразу бросается в глаза распространенная в тот период особенность - телескопическая дымовая труба, которая могла складываться досостояния практически полного отсутствия. (Еще встречались трубы заваливающиеся, и все ради удобства использования парусного вооружения).
- а это уже рисунок с натуры, на котором фрегат предстает снова с разложенной на полную высоту трубой (и в другой окраске, без белой полосы на уровне орудийных портов) рядом с двухбашенным монитором "Смерч". Так сказать, два воплощения противоположных подходов в раннем броненосном кораблестроениии - с точки зрения мореходности, дальности плавания, размещения артиллерии.
"Петропавловск"-первый, как уже сказано, не отличался впечатляющими техническими данными, будучи достаточно заурядным броненосцем с бортовой батареей водоизмещением ~6000 тонн, с 21 нарезной 8-дюймовкой и 1 нарезным же 6-дюймовым орудием. Вот, кстати, на этом фото -
- как раз хорошо видны выдвинутые из портов орудийные стволы, довольно короткие, в духе своего времени. Надо отметить попутно, что опубликованных его снимков удалось отыскать весьма немного, да и из тех многие представляют собой варианты одного и того же кадра. Не повезло кораблю в этом плане, хотя достигнутый к его появлению уровень развития фотодела позволял в принципе рассчитывать на большее...
Слабым местом оказалась силовая установка, представленная паровой машиной устаревшего типа, построенной еще в 1860-м году, которую,очевидно, решили пристроить к делу - то ли из соображений экономии, то ли владельцы прежнего завода Бёрда, изготовившего оную машину, задействовали могучую технологию под названием "откат". Так или иначе, на мерной миле свежепостроенный фрегат не дотянул и до 12-и узлов, оказавшись не то, чтобы уж совсем неприличным тихоходом, но все же, неспособным ходить наравне с британскими и французскими современниками.
Тем не менее, известную роль в развитии отечественного флота "Петропавловск"-первый все же сыграл. Даже официозное советское издание 1978 г. "Дважды Краснознаменный Балтийский флот", не особо вдающееся в технические подробности, отмечает, что "флагманский корабль Бутакова броненосный фрегат "Петропавловск" был первым в мире кораблем, вооруженным по инициативе адмирала противоминной артиллерией" - речь идет об установленных в кампанию 1874 года 10 - 87-мм нарезных (еще не скорострельных) орудиях. Пусть даже это были сравнительно неторопливо наводимые установки на колесных лафетах - время тумбовых еще не пришло - любому тогдашнему миноносцу мало не показалось бы,особенно с учетом скромной дальности действия ранних торпед.
В 1892-м году, ни разу не приняв участия в реальных боевых действиях, деревянный "Петропавловск" был выведен из состава флота, передав свое имя броненосцу совсем иного типа, гораздо более известному по причине своей трагической гибели в ходе порт-артурской эпопеи. Вместе с практически однотипным (хотя и внешне отличающимся) "Севастополем" он так и остался единственной парой "панцирных" фрегатов Российского флота. Не потому, впрочем, что отечественный флот отличался особо передовыми кораблестроительными технологиями, а потому, что броненосцев ранних типов в нем вообще насчитывалось немного...