"The Great Brig"

Apr 29, 2017 17:15

На текущий год приходится довольно много военно-морских годовщин разной степени "круглости". По большей части они сегодня уже лишены какой-либо актуальности, поэтому их можно просто спокойно вспоминать - как дела давно минувших дней.

Например, почему бы не вспомнить, что 140 лет назад (хотя и не в этот конкретно день, а в конце августа, но так ли уж оно принципиально?...) в строй Royal Navy вошел следующий во многих отношениях нетривиальный боевой корабль...



"Бриг!!!" - свирепо рявкнул бы с гневным выражением на лице любой правоверный марсофлот. И был бы таки прав!



И взлетают соленые брызги,
Закипают, нацелясь в Луну.
И тяжелые мокрые бриги
Разрезают большую волну.
Р. Рождественский
Путанная и подчас противоречивая классификация боевых единиц эпохи раннего броненосного флота знает броненосные фрегаты, броненосные корветы, броненосные канонерки, даже броненосные тараны. Однако термин "armored brig" приводит в недоумение даже всеведущий Гугл. Формально никаких броненосных бригов история не знает. И тем не менее, они существовали. Вторым из них по водоизмещению (8473 т) был достаточно известный в России крейсер "Адмирал Нахимов", числящийся в цусимском мартирологе. Ну, а крупнейшим - британский "Temeraire", которому и посвящен нижеследующий беглый опус, отнюдь не претендующий на какие-либо открытия, а тем более, разоблачения, и написанный в порядке досужей графомании.
8677 тонн составляло водоизмещение этого оригинального корабля... то бишь, все-таки брига. Ибо корабль с собственном терминологическом смысле парусной эпохи (все еще сохранявшемся и в первые десятилетия пара, винта и брони) - это три (изредка больше) мачты с прямым парусным вооружением. А две мачты, несущие тоже прямые паруса, как у нашего героя - это именно бриг, и никак не иначе! Даже если основной движитель - уже винт.



Вот он, этот супер-бриг, под марселями, грота-триселем и кливером, запечатленный на гравюре того времени с документальной точностью. Так его неформально и звали - "The Great Brig" (на русский впору перевести в архаично-возвышенном стиле - "Великий бриг", как выражались в какие-нибудь екатерининские времена, ибо в английском подобные архаизмы оказались еще долговечнее).

Газета "Illustrated London News" о спуске сабжа на воду и его конструктивных особенностях поведала читателям следующее:

"Another new Ironclad was launched on Tuesday, but this time at Chatham Dockyard. The Temeraire was floated out of the dock in which she had been built at high water. Only the Lords of the Admiralty, with a small party of their friends was present; Mrs. Ward Hunt christened the ship. This new vessel is for sea-going purposes and is built on what is called the "barbette" principle. This system has been adopted for years in the French Navy, but has not been viewed, till recently, with favour by the Admiralty constructors. The Temeraire is therefore the first of her class in the Royal Navy.
The Temeraire will carry her armament of eight guns as follows: on the upper deck, two guns will be placed, one on the stern of 18tons, and the other, on the bow, of 25 tons. Each will have not only a commanding position, but practically will be able to sweep the horizon and give an all-round fire. On the main deck, the other guns will be placed and will consist of two batteries, adjusted for broadside use, three on each side.
As regards speed, it is expected that 14 knots will be easily attained, and her coal-carrying power is largely in excess of the normal power of ships of her size; but, being a sea-going vessel, she will have to depend greatly on her sail-power."
(примечание касательно значения парусного вооружения для мореходного корабля - пусть даже брига! - на то время скорее звучит как дань традиции, чем отражает реальный уровень техники).



- а это, понятное дело, уже фрагмент из более специализированного издания. Тут вам и схема бронирования, и расположение артиллерии, и сектора обстрела каждого орудия, и описание силовой установки. Уместно будет (особенно учитывая, что среди читателей немало людей, что называется, не в теме) привести наиболее обиходные характеристики героя нашего повествования. Максимальная скорость его под парами достигала ~ 14,7 узла (данных о скорости под парусами мне не встречалось, но узлов 5-6 он заведомо выжимал), мощность паровой машины двойного расширения равнялась 7697 индикаторным лошадиным силам, общая площадь парусов составляла 2300 кв.м (в общем-то, скромненько - знаменитый нельсоновский трехдечник "Victory" при 3500 тоннах водоизмещения нес 5440 кв.м парусности, т.е., 1,554 кв.м на каждую тонну водоизмещения, для "Temeraire" же этот параметр достигает всего лишь 0,265 кв.м/т , а уж с клиперами и сравнивать нечего). Толщина броневого пояса по ватерлинии, отлично видимого на вышеприведенной схеме, варьировала в пределах от 280 (в районе миделя) до 152-140-127 (ближе к оконечностям) мм. Кроме пояса и броневой защиты артиллерии (о которой замолвим словечко чуть позже), "The Great Brig" - одним из первых в истории - был снабжен броневой палубой в 1-1,5 дюйма, сиречь от 25 до 38 мм. Основные размерения по меркам наших дней невелики - 87 х 19 м (броненосец был коротким, но широким), осадка же превышала 8 м.



- крупнейший из когда-либо построенных бригов - на фото, вид с левой скулы. Что за пароходик виден у него за кормой, не ведаю, а вот характерный рангоут парусной посудинки по правому краю снимка однозначно говорит, что кадр снят где-то на Средиземном море, где "Temeraire" обретался (с маленьким перерывом) в течение 14 лет, базируясь на Мальте ("...Мальты там берега из тьмы, /Плеск и скрип такелажа" - В.Брюсов).



- еще он же, одно из немногочисленных изображений с бом-брам-реями (на большей части снимков и рисунков отсутствующими).



- впрочем, вот до кучи еще одно его фото с полным бригским рангоутом, явно относящееся к начальному периоду службы.

Как раз с Мальты в составе эскадры Ф.Бошамп-Сеймура (двойную фамилию этого отдаленного потомка одного из соратников Вильгельма Завоевателя в русскоязычных источниках обыкновенно урезают, оставляя только вторую часть - видимо, по принципу "ибо нефиг!":)) он отправился в 1882 г. принимать участие в гуманитарной бомбардировке Александрии - технологии несения общечеловеческих ценностей не вчера начали отрабатываться.



И уж коли зашла речь о том, как супер-бриг единственный раз за всю свою биографию реально "понюхал пороха", то пора вкратце обрисовать те, так сказать, аппаратные возможности, которыми он располагал в том деле.
Числом и калибром стволов "Temeraire" особо не выделялся на фоне современников - четыре 25-тонные (такая странная, на наш сегодняшний взгляд, номенклатура артсистем бытовала тогда в RN) нарезные дульнозарядные 11-дюймовки и четыре 18-тонные 10-дюймовки, также дульнозарядные, составляли его главный калибр, дополнявшийся разной артиллерийской мелочью, состав которой менялся в ходе службы.



- как раз такая подлинная 11-дюймовая пушка (только вместо лафета музейная подставка), на дульном срезе отлично просматриваются нарезы.

А вот расположение перечисленных орудий отличалось уникальной и более ни разу не повторявшейся в Royal Navy схемой. Если с 10-дюймовыми установками все обстояло просто - они размещались по бортам броневого каземата и вели огонь через традиционные порты с довольно скромными секторами обстрела (см. схему выше), то 2 - 11-дюймовки стояли в срезанных носовых углах того же каземата, позволяя (больше в теории, нежели на практике) стрелять и прямо по курсу, и до самого траверза, а еще две были укрыты за броневыми барбетами соответственно на баке и на юте. Вот у них-то сектора обстрела были наибольшими, дававшими возможность использовать эти орудия в качестве - опять же употребляя терминологию парусных времен - в качестве погонного (для людей не в теме: не от слова "погон", а от слова "погоня"!) и ретирадного (то бишь, для стрельбы по преследующему противнику во время ретирады, сиречь драпа).



- как видим, орудие довольно-таки короткоствольное, быстро удлиняться крупнокалиберные пушки начали примерно полутора десятилетиями позже.

Барбетные установки, в довершение всего, были еще и скрывающимися (снижающимися, опускаемыми - как только не изощряются переводчики...), в общем, disappearing guns ("на пальцах" принцип их функционирования изложен, например, здесь: http://dawlishchronicles.com/how-do-you-make-a-monster-gun-disappear/ или здесь: http://www.navyandmarine.org/ondeck/1880DisappearingGuns.htm, правда, по второй ссылке "Темереру" ошибочно приписывается 12-дюймовый главный калибр). Коротко говоря, после выстрела они опускались под прикрытие барбета, прочищались от остатков метательного заряда и нагара в канале ствола, перезаряжались, после чего гидравлическими механизмами поднимались обратно в положение для прицеливания и следующего выстрела. (Иные патриотически настроенные российские авторы провозглашают сию установку воплощением маразма, в коем, по их мнению, погряз английский флот того времени - почему-то "забывая", что на аналогичных опускающихся лафетах были смонтированы, да еще и попарно, орудия ГК на черноморской "Екатерине II"). "The Great Brig" был натуральным воплощением стимпанка - эти и прочие тяжелые механические операции выполнялись отнюдь не вручную, но за счет трех десятков небольших вспомогательных паровых машин, располагавшихся там и сям (и прикиньте, каждую требовалось отдельно обслуживать, к каждой таскать уголек, выгребать золу и все такое...).

Впрочем, напрягаться матросам стимпанковой эпохи все равно приходилось немало -



- к примеру, вот так выглядело обслуживание в боевой обстановке тяжелого казематного орудия. Хотя, если сравнить с тем, какая толпа лет за двадцать до этого должна была управляться с гладкоствольной дальгреновской 11-дюймовкой (соответствующее фото приводилось тут: http://v-vodokachkin.livejournal.com/212885.html), весившей чуть более 7 тонн, то прогресс таки налицо!



- тогдашний рисунок, изображающий ту самую бомбардировку. Пропорции, ясное дело, сильно "ужаты" наглядности ради - хотя огонь и велся с небольших дистанций, все же расстояния между кораблями и берегом, а также промежутки между ними самими, были в реале намного больше (но тогда бы смотрелось не так зрелищно и для неискушенной публики непонятно).



- еще гравюра из прессы того времени на ту же тему. Нашего героя, предупредим на всякий случай, здесь не видать. Колесный пароходик на переднем плане - посыльное судно "Helicon".



- вид, так сказать, с другой стороны - египетские форты под огнем британской эскадры. По описаниям очевидцев, попадания смотрелись впечатляюще, так что художественные преувеличения тут, пожалуй, отсутствуют (а дыма могло быть даже и побольше, но тогда все бы в нем скрылось).

В числе прочих, наряду с сабжевым персонажем, в миротворческой акции участвовал и самый на тот момент крупный и мощный броненосец RN - HMS "Inflexible":



- тоже, кстати, двухмачтовый, но без бушприта - какой он, нафиг, бриг?:). В своих двух башнях этот "Несгибаемый" нес четыре 16-дюймовки (круче были только 17,7-дюймовые орудия дебютной бриновской пары - "Duilio"&"Dandolo", см. http://v-vodokachkin.livejournal.com/257129.html) и относился уже к следующему поколению линейных кораблей. "«Инфлексибл» был новейшим броненосцем флота. Он отличался не защищенными на большом протяжении оконечностями, в то время как вся защита и вооружение его были сосредоточены в цитадели в средней части. На нем стояли четыре 81-тонных орудия в двух диагонально расположенных башнях, так что все четыре пушки могли стрелять по носу и на борт до траверза. Он являлся первым кораблем английского флота, защищенным броней компаунд. Вес залпа составлял 6880 фунтов" (Вильсон, "Броненосцы в бою").
По египетским береговым батареям этот башенный монстр выпустил в общей сложности 88 снарядов (вес каждого из которых указывается равным 1640 фн, что вряд ли корректно, если учесть, что стрелял он также и сегментными снарядами, и обычной шрапнелью). Однако, приблизительно общий вес выстреленных им боеприпасов можно оценить, таким образом, в 144320 фн. Примерно за то же время "Temeraire" произвел 136 выстрелов из 11-дюймовок (вес снаряда 526 фн) и 84 выстрела - из 10-дюймовок (соответственно, 390 фн). Пересчитать в килограммы, полагаю, не проблема, английский фунт составляет 0,454 кг. Итого, в общей сложности, 104296 фн. Почти в полтора раза меньше, но... есть нюанс. Огонь велся по укреплениям, технологически соответствующим временам Крымской войны, и при этом мощь каждого отдельного выстрела отнюдь не была решающим фактором. Поэтому эффект от 220 снарядов более старого броненосца закономерно оказался выше (а стреляй тогда по египтянам трехдечник той же Крымской войны - чего доброго, получилось бы еще результативнее...).
В целом же, каковы бы ни были политические последствия, александрийская бомбардировка с технической точки зрения здорово смахивает на НАТОвские бомбардировки Югославии или нынешнюю сирийскую войнушку. Огромный расход боеприпасов - и весьма скромный итог. Впрочем, это уже выходит за рамки данной беглой заметки.



- "Temeraire" спустя шесть лет, в 1888-м г. Брам-стеньги спущены, а просматривающиеся над корпусом полотнища - это отнюдь не паруса, а всего лишь тенты от солнечных лучей.





- еще пара кадров, запечатлевших "The Great Brig" в разных ракурсах.

...Дальнейшая его служба протекала абсолютно рутинно и не отмечена никакими громкими событиями. Передав свое имя новому дредноуту, ветеран (ставший сначала "Индусом II", затем "Акбаром") пережил первую мировую в роли учебного корабля и тихо-мирно был разделан на металл.Так что, атомы железа, входившие некогда в состав его корпуса, машин и орудий, с тех пор успели рассеяться неизвестно по какому множеству изделий нашей цивилизации.



И тем не менее, любопытно и в определенной мере поучительно иной раз вспомнить эпоху, когда океан бороздили подобные странные для нас, но по своему красивые корабли. Ну, и бриги тоже.

судостроение, оружие, sail steampunk, юбилей, мореплавание, история

Previous post Next post
Up