Продолжение предыдущего юбилейного поста, посвященного 150-й годовщине битвы при Лиссе.
Побежденные
- "Re d`Italia", броненосный фрегат американской постройки (парадоксально, тем не менее - на экспорт мореходные броненосцы со штатовских верфей начали сходить раньше, чем для собственного флота), потопленный таранным ударом австрийского флагмана.
- он же на ходу под парусами.
- и он же на современной реконструкции. Между прочим, несчастливый итальянский флагман и сам нес на форштевне отнюдь не символический таран -
- но, как говорится, "не шмогла я...".
- однотипный "Re di Portogallo", таки выдержавший без особого для себя вреда таранный удар деревянного линкора.
- "Regina Maria Pia", также классифицировавшаяся как броненосный фрегат и входившая в четверку однотипных броненосцев.
- реконструкция того же корабля.
- и еще та же "королева", типичный для своего времени батарейный броненосец.
- ее систершип "San Martino" в доке.
- однотипный с ними броненосный фрегат "Ancona" разводит пары.
- та же "Ancona" на якорной стоянке.
- и наконец, четвертый в той же серии - "Castelfidardo". Все четыре оказались кораблями-долгожителями, в дальнейшем проходившими модернизации и дожившими едва ли не до дредноутной эры.
- "Principe di Carignano", также броненосный фрегат, но поменьше и слабее предыдущей четверки.
- "Formidabile", один из пары первенцев итальянского броненосного флота...
...и близнец его, броненосный корвет "Terribile".
- меньший по размеру броненосный корвет "Palestro" - второй из "утопленников" того сражения.
- более везучий его систершип "Varese".
Особняком стоит (и гадким утенком выглядит:)) среди этой плеяды бортовых броненосцев низкобортный корабль совсем иного типа -
- башенный броненосец "Affondatore", построенный для Regia Marina на берегах туманного, зато технически продвинутого Альбиона.
- реконструкция позволяет отчетливее разглядеть детали и оценить габариты.
- тоже, между прочим, обладатель внушительного тарана, но...
- "Affondatore" в ходе своей карьеры тоже погиб (правда, потом воскрес), но не в бою, а в результате шторма, в родной гавани Анконы. Подвел-таки низенький надводный борт!
Броненосцы на этом закончились, за ними следуют деревянные (и отчасти железные) небронированные корабли.
- "Gaeta", 46-пушечный (в т.ч. уже и с новомодными нарезными орудиями - оказавшимися, впрочем, недостаточно эффективными против мощной на то время брони кораблей Тегетгоффа) винтовой фрегат.
- фрегат "Maria Adelaide", слегка уступающий водоизмещением.
- он же в несколько ином ракурсе.
- винтовой фрегат бывшего Сардинского королевства "Duca di Genova".
- фрегат с культовым именем "Giuseppe Garibaldi".
- и это тоже он.
- этот стройный красавец носил имя "Principe Umberto" (а потом, спустя три десятилетия, именем той же коронованной особы назывался броненосец "Re Umberto", вот такая преемственность...).
- предыдущий вид был с правой скулы, а теперь - с левой раковины. Корабль, понятное дело, один и тот же.
- "Principe Umberto" при Лиссе, вылавливает экипаж потопленного "Re d`Italia". На заднем плане виден знакомый нам "Affondatore".
- винтовой деревянный фрегат "Carlo Alberto" (сплошные монархи!).
- его собрат по классу и рангу, "Vittorio Emmanuele".
- на этой роскошной фотке запечатлен он же.
- и на этой картине - тоже он.
- "San Giovanni" (снимка покрупнее не отыскалось), винтовой корвет.
- "Governolo", тоже паровой корвет (в некоторые периоды службы числившийся фрегатом 2-го ранга), но колесный. В те времена преимущество гребного винта еще не было безоговорочным...
- еще один колесный корвет, "Guiscardo".
- ряд "колесников" продолжает скоростной "Esploratore", числившийся в классе авизо, то бишь посыльных судов.
- у моделистов колесные пароходы популярны за свой колоритный облик, вот и "Esploratore" не стал исключением.
- его собрат "Messaggere" (не путать с чрезвычайно похожим, но построенным двумя десятилетиями позже "Messaggero" - у которого отличается еще и последняя буква в названии!).
- еще один колесный пароходик с характерным итальянским именем "Piemonte" был невооруженным транспортом при эскадре.
Как и в предыдущем случае, остались за кадром малые единицы - "Giglio", "Cristoforo Colombo" (есть много снимков корабля с таким названием, но на них фигурирует безбронный крейсер, построенный позже), "Gottemolo", "Indipendenza", "Flavio Gioia" (также не следует путать с крейсером более поздних лет), "Stella d'Italia".
И напоследок - героические жесты, исполненные пафоса...
- "Re d`Italia" уходит под воду, и его командир Фаа ди Бруно от отчаяния пускает себе пулю в лоб (справа)...
- а здесь Альфредо Капеллини, командир "Palestro", обращается к матросам: дескать, ragazzi, спасайтесь, а я намерен пойти на дно вместе с вверенным мне кораблем.
Ни тот, ни другой, разумеется, не знают, что через полстолетия их имена будут присвоены ну очень своеобразным боевым кораблям... о которых, впрочем, как-нибудь в другой раз.