Большие корабли для больших пушек

Jan 17, 2016 20:07

Немногим больше ста лет назад погиб от взрыва боекомплекта корабль, носивший имя человека, ставшего примерно сто сорок лет назад морским министром весьма молодого, но в то же время, имеющего очень долгую и насыщенную историю европейского государства. Человека этого по портрету сейчас узнают весьма и весьма немногие -



- а вот упомянутый корабль, обладая некоторыми познаниями в военно-морской истории, определить нетрудно:





Ну да - обе приведенные выше даты связаны с именем Бенедетто Брина, человека и броненосца.



- парадное фото великого, без преувеличений, корабельного конструктора, создававшего революционные для своего времени (тоже без преувеличений!) линкоры, и притом где? - в Италии, на ту эпоху числившейся в ранге, как стали выражаться позже, развивающихся стран. А чтобы осознать в полной мере их революционность, нелишним будет напомнить, что творческая карьера Брина уходит началом в те годы, когда типичные основные боевые корабли выглядели следующим примерно образом -





Разве что экстравагантные янки по ту сторону Атлантики мастерили забавные "шляпные картонки на плотах", но на них разве выйдешь на простор морей и океанов?... Неудивительно, что дебютная пара бриновских кораблей основательно порвала шаблоны поразила воображение современников.

"Duilio"&"Dandolo"
Сойдя на воду со стапелей верфей "Castellammare di Stabia" и "Arsenale di La Spezia" в 1876 и 1878 годах соответственно -



- они выглядели так:





Симметричный силуэт, лишенный привычного парусного рангоута, сам по себе был в новинку. Еще больше впечатляли технические характеристики этих огромных (полным водоизмещением свыше 12 тыс. тонн - британский конкурент "Inflexible" не дотягивал и до 11 тыс. тонн) для той эпохи броненосцев. Допустим, 15-узловая скорость на мерной миле могла считаться приличной, но отнюдь не феноменальной, паровые машины прогрессировали на глазах, а вместе с ними и ходовые качества кораблей. Но вот броня была уникально толстой - 550 мм стали на традиционной в тот период амортизирующей тиковой подкладке защищали цитадель в центре корпуса (до некоторой степени распределение защиты "Дуилио" и "Дандоло" предвосхищало гораздо более поздний американский принцип бронирования линкоров - "все или ничего"), над которой возвышались башни главного калибра, из которых носовая была смещена к правому борту, кормовая же к левому. Теоретически такое диагональное размещение обеспечивало очень большие углы обстрела, на любой борт, а также прямо в нос и в корму могли вести огонь все четыре ствола, на практике же приходилось считаться с неизбежными повреждениями надстроек и всего надпалубного оборудования пороховыми газами, поэтому все получалось не столь радужно. Башни защищала броня потоньше, но тоже, как-никак, 350 мм. А в башнях, как водится, попарно размещались пушки...



И это были самые крупнокалиберные нарезные орудия в течение целого ряда десятилетий! (Конечно, за океаном водились и 20-дюймовые "колумбиады" Родмена, но они были архаично-гладкоствольными, и по боевым качествам не шли ни в какое сравнение). 103-тонные 17,7-дюймовые, длиной в 20 калибров, изделия прославленного Армстронга, произведенные в не менее прославленном Элсвике, посылали 908-кг снаряд на 6 км - при тогдашних прицельных приспособлениях это была вполне приличная дальность стрельбы. Правда, заряжались они с дула, для чего под палубой располагалась своеобразная система механического заряжания. В результате, скорострельность на ствол едва превышала 4 выстрела в час. Скромненький показатель, конечно, однако не будем забывать, что на дистанции в милю снаряд прошивал полуметровую стальную броню, а броненосцы-современники защищала сталежелезная, а более старые из них - и просто железная, притом тоньше примерно вдвое.



Та самая пушка в разрезе. Всего их было выпущено 12 штук, из которых, помимо пары итальянских гигантов, 2 было установлено на береговой батарее Гибралтара и 2 - на Мальте.



- так выглядела береговая установка, снимки последней из которых, сохранившейся на Мальте, широко известны. Более крупнокалиберные нарезные орудия - 456-мм - появились только во время первой мировой для вооружения британских линейных крейсеров (одно из них в течение недолгого времени даже реально нес "Furious" на первоначальном этапе своего превращения в авианосец... но это уже совсем другая история).



- впечатляющий таран под форштевнем отнюдь не считался анахронизмом - в памяти итальянских моряков надолго остались впечатления от таранных ударов австрийских броненосцев при Лиссе. Впрочем, с этим оружием античности беспроблемно уживалась самая современная новинка морской войны - перевозимая в кормовом ангаре 26-тонная миноноска "Nibbio" -





- вооруженная торпедами Уайтхеда (курьезно, что статья в Википедии приписывает маленькому кораблику водоизмещение в целых 125 тонн - такого тогда достигали не все мореходные миноносцы!).



- ангар отлично виден на модели, а ниже -



- момент спуска миноноски на воду.
Заодно полюбуемся и на боковой вид той же модели, в которой так и видится что-то этакое жюль-верновское -



Правда, в боевых условиях боевые качества обоих суперброненосцев так и не были опробованы, хотя они дожили до XX столетия. "Дуилио" на протяжении всего срока службы не подвергался существенным модернизациям, за исключением довооружения - в дополнение к неизменному дульнозарядному главному калибру - все более многочисленными средне- и мелкокалиберными установками, обзаведясь в итоге 3 - 120-миллиметровками, 2 - 75-мм, 8 - 57-мм и 22 - 37-мм скорострелками.



- снимок 1900 года, запечатлевший броненосец в гавани Венеции.
В 1906 г. его разоружили, а в 1909-м разобрали на металл - рутинный метод боевых кораблей "умирать в своей постели"...

Карьера "Дандоло" оказалась более продолжительной.



Также обрастая дополнительной артиллерией, щиты которой хорошо просматриваются на фото (тот же набор, что и на систершипе), он с 1895 по 1898 год прошел капитальную модернизацию с заменой котлов, машин и главного калибра. Изменился до некоторой степени внешний облик корабля -



- вместо одной центральной мачты теперь над ним возвышались две, снабженные боевыми марсами, общепринятыми на рубеже веков.



- а здесь отлично видны длинные стволы новых 40-калиберных 10-дюймовок, заменившим в башнях слишком "тормозных" и недальнобойных дульнозарядных громадин. В ранге броненосца береговой обороны "Дандоло" служил во время итало-турецкой войны 1911-1912 гг, в ходе первой мировой охранял гавани в Валоне и Бриндизи, а в 1919-м даже вошел как флагман оккупационного соединения победителей в Катарро - бывшую базу переставшего существовать флота "Двуединой монархии". На слом корабль-ветеран пошел только в 1920 году, пробыв в стою 38 лет.



Впрочем, первые два бриновских гиганта, не одержав громких побед в сражениях, имели гораздо большее значение, дальние отзвуки которого ощущались спустя много десятилетий. Суть дела в том, что постройка capital ships, будь то линкоры или, скажем, крупные авианосцы, всегда приводит к скачкообразному прогрессу в кораблестоении, которое тянет следом за собой смежные отрасли. В смысле технического развития постройка линкоров обладает самоценностью, даже если они никогда не будут использованы по прямому назначению (я уже писал, помнится - http://v-vodokachkin.livejournal.com/154190.html, что сию нехитрую истину прекрасно разумел тов. Сталин, а вот до однолинейно мыслящих граждан она не доходит и по сей день...). Это было понятно и Брину, которого вовсе не смутило, что итальянские верфи конца 1870-х годов были способны построить только корпуса для спректированных им броненосцев, тогда как почти всю "начинку" пришлось приобретать за границей, у более промышленно развитых соседей. Зато начало было положено, и в дальнейшем итальянский флот развивался уверенно и довольно равномерно, не испытывая периодов деградации (обычных, например, для военно-морских сил соседней Франции). Между прочим, это опосредованно имеет значение и для нас - "итальянский след" в советском военном кораблестроении неведом только людям, далеким от подобной тематики. Но это, впрочем, тоже совсем иная история.

"Italia"&"Lepanto"
Шок и трепет от появления "Дуилио" и его собрата еще не прошел, как в 1880 и 1883 гг. сошли на лазурную воду Средиземного моря два еще более огромных и вообще ни на что непохожих корабля -





"Италия" и "Лепанто" официально именовались "corazzata veloce", то бишь скоростными броненосцами, развивая уникальную для своего класса скорость порядка 18 узлов (иные броненосцы, построенные на десятилетие позже, обходились 16-узловой, и ничего). Внешний вид их, сохраняя характерную бриновскую "центральную симметрию", отличался еще большей экстравагантностью -





По числу труб, кстати, они и различаются - "Италия" до модернизации несла рекордное для линейных кораблей количество труб - целых шесть (следующие за ней французские "Дантоны" обладали только пятью), "Лепанто" же изначально был четырехтрубным. Другие отличия, например, в расположении среднекалиберной артиллерии - которая, в отличие от предыдущей пары, была предусмотрена исходно - не столь бросаются в глаза. Неудивительно, что два новых бриновских творения красовались на разных открытках и упаковках, выпускавшихся отнюдь не только в Италии:









(Насчет "62 Geschutze", указанных на немецкой открытке - это, конечно, преувеличение, даже с учетом всей мелочи артиллерия рассматриваемых кораблей не превышала число 42 ствола. Ну, об артиллерии их отдельно скажем далее).

Помимо впечаляющей внешности, новые гиганты отличало очень своеобразное бронирование - бортовой пояс на них отсутствовал вообще, от слова "совсем". Зато броневая палуба отличалась уникальной толщиной - 4 дюйма стали встречали вражеский снаряд не перпендикулярно, а под острым углом, за счет чего его поражающие свойства снижались более чем значительно. Плюс 482-миллиметровые плиты новомодного барбетного прикрытия орудий главного калибра, которые вроде бы и возвышались над ним беззащитными мишенями, однако на практике, подтвержденной опытом еще только предстоявшей русско-японской войны, уязвимость их была невелика, и барбетные установки на японских броненосцах продемонстрировали нисколько не меньшую живучесть, чем башенные - на русских. Плюс броневые гласисы вокруг машинных отделений. Плюс коффердам по ватерлинии из мелких отсеков, заполненных целлюлозой, разбухавшей от попадавшей в пробоины воды и тем самым перекрывавшей ей доступ. Коротко говоря, много раз озвученная крайняя уязвимость "Италии" и "Лепанто" - просто полемическое преувеличение. Брин, пардон за банальность, дураком не был!

Итак, толстенный барбет, расположенный диагонально, подобно башням броненосцев-предшественников. Главный калибр, установленный в нем, тоже внушал почтение -



Новые орудия (того же Армстронга) были чуть меньше, чем на "Дуилио" - 17 дюймов, то есть 431 мм - зато удлинились до 27 калибров и стали казнозарядными, поэтому упростился процесс заряжания, а скорострельность возросла до 1 выстрела за 5 минут (вместо прежних четверти часа).



- на гравюре того времени изображена погрузка тела орудия на транспорт для отправки заказчику с завода-изготовителя.



- полученные пушки в Специи ожидают установки на корабли (ими вооружались не только два "скоростных броненосца", но и тройка последующих за ними, о которых кратко скажем несколько слов в дальнейшем).



- а теперь спарка их в барбете "Италии".



Еще одной своеобразной особенностью "скоростных броненосцев" была возможность использования их как быстроходных десантных транспортов (правда, насколько мне известно, ни разу не оказавшаяся востребованной на практике). Утверждается, что совместно они могли взять на борт целую пехотную дивизию (а если верить Педевикии, так и каждый сам по себе... Я понимаю, солдатикам не полагается излишняя привередливость, да и количество ссобойного имущества, приходящегося на каждого из них, в те времена было поменьше, но все же, разместить 10 тысяч "рыл" на 15,5-тысячетонном броненосце - задача не из числа реально выполнимых, разве что они бы там путешествовали стоя, как в трамвае в час пик).

"Италия" до модернизации в разные годы службы:



(размер шлюпбалки в кормовой части тоже... впечатляет!)





- вид на 1885 год.

И после модернизации, уже с двумя мачтами и четырьмя трубами:



- по состоянию на 1909 год;



На самом нижнем фото отчетливо видны куполообразные броневые прикрытия над установками главного калибра для защиты от мелких снарядов и осколков.

И "Лепанто":







- еще одно визуальное отличие от систершипа - отсутствие здоровенной шлюпбалки;





- тоже в последние годы службы, с бронекуполами над 17-дюймовыми спарками.

Служба обоих "скоростных броненосцев" протекала в целом также мирно, "Лепанто" с 1902 года стал учебно-артиллерийским кораблем, в 1912-м был выведен в резерв и в 1915-м пошел на металл, которого набирающая обороты война требовала в возрастающих количествах. Век "Италии" оказался дольше, она даже успела послужить плавбатареей на защите Бриндизи - впрочем, не сделав ни одного боевого выстрела, пока в 1921-м году не поворила судьбу собрата по серии.

"Re Umberto", "Sicilia"&"Sardegna"
Вместо привычной пары по следующему проекту Брина оказалось построено трио:



Отчасти в "Сицилии", "Сардинии" и "Ре Умберто", спущенных на воду в 1888-1891 ггможно заметить сдвиг в сторону общепринятых решений в корабельной архитектуре. В частности, установки главного калибра помещены в диаметральной плоскости - при всей кажущейся привлекательности, диагональное расположение себя не оправдало, хотя частичный его ренессанс еще состоится в дредноутную пору, очень уж привлекательной выглядела возможность сосредоточить максимальный огонь прямо по курсу. С другой стороны, в этих броненосцах, еще более огромных (15400 тонн), сохраняются отличительные черты бриновского стиля, та же центральная мачта, и даже нечетное число труб - см. вид сверху - не нарушило симметричности бортового ракурса.



(Аббревиатура "R.N." перед именем корабля - это аналог английского "HMS" или немецкого "SMS", в общем, "Корабль его/ее величества"). "Сицилия" тут заснята в момент погрузки боеприпасов, о чем свидетельствует надпись "Munizioni" (то есть, оно самое) на борту пришвартованной баржи.



Трио, подобно "Италии" и "Лепанто", также по праву могло носить гордое звание "corazzata veloce", отличаясь рекордной быстроходностью - свыше 20 узлов вместо вполне приличных, но все же не потрясающих 18,5 по проектному заданию. В то время не все крейсера могли похвастаться таким показателем. Да что там, российский "Громобой" или японский "Адзума" ходили на подобных узлах (и успешно воевали) уже в начале ХХ века. А большая скорость для боевого корабля, вновь пардон за еще одну банальность, подразумевает возможность выбора дистанции для эффективного использования собственного вооружения.

Вооружением тройка тоже, прямо скажем, блистала.



Главный калибр, вновь претерпев уменьшение - на сей раз до 13,5 дюймов (343 мм) - вытянулся до 30-калиберной длины ствола, к тому же, для перезарядки не требовался, в отличие от вооруженных аналогичными пушками британских броненосцев "адмиральского" типа, разворот установки в диаметральную плоскость, а это давало существенно бОльшую скорострельность.
Число среднекалиберных орудий в 152 и 120 мм достигало выдающейся цифры - 24 штуки, поэтому атакующему миноносцу ничего не светило (опыт той же русско-японской войны наглядно продемонстрировал, что от многочисленных трехдюймовок и еще более малокалиберных стволов толку очень мало, зато стодвадцатки и шестидюймовки в борьбе с носителями торпед - самое то). Да и любому крейсеру очень не поздоровилось бы под таким градом снарядов.

Сами же новые итальянские гиганты были защищены гораздо основательнее, чем можно предположить, взглянув лишь на формальные толщины бронирования. Ну да, пояс имел толщину в скромных 100 мм, зато обладал большой площадью и к тому же, дополнялся броневой палубой со скосами в те же 100 мм - таким образом, общая защита в боковой проекции основательно превышала простую сумму толщин пояса и скосов. Барбеты тоже формально уступали имевшимся на "Италии" - 350 мм против 482 - но это компенсировалось рациональным углом наклона бронеплит.
В общем, расхожее стереотипное представление о слабой защищенности итальянских броненосцев следует воспринимать очень критично.



И наконец, корабли очередной бриновской серии получились попросту красивыми и гармоничными. (На всякий случай: не было, разумеется, тогда цветной фотографии, но современные технологии цифровой обработки порой творят натуральные чудеса. Вообще-то, на самом деле вышепредставленный снимок выглядит так[Вот так]




И еще добавим парочку видов этих больших эффектных броненосцев:



- "Сардиния", вид с правой скулы;



- она же с правой раковины.

К первой мировой трио, подобно предшествующим парам, успело устареть. "Сицилия" в ходе войны работала исключительно блокшивом, "Сардиния" и "Ре Умберто" несли рутинную службу плавбатарей. Последний, правда, едва не оказался превращен в штурмовой транспорт для атаки на австрийскую ВМБ Пола - вот было бы зрелище! Однако триумфу стимпанка не суждено было воплотиться в реальность - война. как назло, закончилась. А потом вся троица в течение 1920-23 гг тихо скончалась на судоразделке.

"Эпоха Брина"


На снимке, сохранившем для нас великолепную панораму итальянского ВМФ в базе, большинство единиц идентифицировано (прим.: если на языке Джанни Родари и Марио Пьюзо понимаешь хотя бы одно слово из двух, то на соответствующих ресурсах можно нарыть много всякого интересного...). Итак, "по порядку номеров - рассчитайсь!":

1 - "Benedetto Brin", броненосец
2 - "Sardegna", броненосец
3 - ??
4 - "Francesco Ferruccio", броненосный крейсер
5 - "Ammiraglio di Saint Bon", броненосец
6 - "Vittorio Emanuele", броненосец
7 - ??
8 - "Lepanto", броненосец
9 - "Varese", броненосный крейсер
10 - "Piemonte", бронепалубный крейсер (по итальянской классификации тех лет - "ariete torpediniere", сиречь "торпедно-таранный корабль", во как!)
11 - не то "Vettor Pisani", не то "Carlo Alberto", малый броненосный крейсер
12 - "Giuseppe Garibaldi", броненосный крейсер
13 - "Regina Margherita", броненосец
14 - "Re Umberto", броненосец
15 - "Sicilia", броненосец
16 - "Regina Elena", броненосец
17 - "Carlo Alberto" или "Vettor Pisani"
18 - "Castelfidardo", старый броненосный фрегат
19 - предположительно, "Partenope", торпедная канонерка (минный крейсер - в российской терминологии того времени)
20 - нечто однотипное с №19
21 - "Liguria", бронепалубный крейсер
22 - "Emanuele Filiberto", броненосец
23 - "Flavio Gioia", бывший безбронный крейсер в ранге учебного парусно-парового корабля
24 - "Amerigo Vespucci", учебный корабль
25 - опять нечто типа "Partenope"
26 - "Alfredo Cappellini", торговое судно
27 - 39 - миноносцы различных типов.

Как видим, пристутствуют как минимум четверо из наших знакомых, о которых шла речь выше. Но ими вклад Бенедетто Брина в создание итальянского броненосного флота отнюдь не исчерпывается. Достаточно бросить беглый взгляд на другие серии кораблей, построенных на Апеннинах в последней четверти XIX - начале ХХ века, чтобы увидеть, насколько глубоко укоренился своеобразный самобытный бриновский стиль.

Вот, к примеру, тройка - "Ruggiero di Lauria", "Francesco Morosini"&"Andrea Doria", сошедшая на воду в 1884-85 гг.







Конструктор другой - Джузеппе Микелли, однако что мы видим в сущности? - слегка уменьшенный "Дуилио" без миноноски:), оснащенный теми же 17-дюймовыми орудиями, что и "Италия". Тот же симметричный силуэт, та же единственная мачта по миделю.

Гораздо более поздняя серия из двух броненосцев была спроектирована другом-соперником Брина - адмиралом ди Сан-Боном (и после его смерти тем же Брином доведена до воплощения в металле) - "Ammiraglio di Saint Bon"&"Emanuele Filiberto". Смотрим на них:







Источник, так сказать, творческого вдохновения и в этом случае очевиден.

Точно так же несут отпечаток бриновской концепции и броненосные крейсера, начиная с типа "Giuseppe Garibaldi", ставшие первыми итальянскими крупными кораблями, строившимися не только "для собственного потребления", но и на экспорт.

Так и оформилась итальянская кораблестроительная школа, не последняя по значению в мире. Такие имена, как Витторио Куниберти или Умберто Пульезе, известны каждому, кто интересуется военно-морской историей. А у истоков этой школы, не забываем, стоял Брин.

Броненосец-памятник
После смерти великого конструктора в соответствии с достойной подражания традицией его имя получил новый боевой корабль, уже не им построенный, но опять-таки воплощавший многие бриновские идеи.



- корабль на стапеле;



- корабль на ходу. Заметим: уже две мачты, но трубы по-прежнему поставлены характерным треугольником:)



Все еще сохраняется традиционная бриновская тяга к симметрии (надо полагать, при тогдашней оптике это немало затрудняло артиллеристам противника определение направления движения корабля).



Броненосцы очередной пары - "Benedetto Brin"&"Regina Margherita" - не были очень уж велики, всего-то 14500 тонн полного водоизмещения, но 20-узловой скоростью все равно выделялись среди современников (хотя лет через пять она стала считаться для линкоров нормой, ибо настала дредноутная эра...).



Оба успели стать объектами изобразительного творчества.



- это художник "так видит", без подписи, конечно, узнать сложно. Но три трубы облегчают задачу!

Оба приняли участие в первой мировой - в отличие от собственно бриновских броненосцев, уже как боевые корабли в подлинном смысле. И оба войну не пережили...



Британская газета того времени с сообщением о гибели "Бенедетто Брина" от внутреннего взрыва, произошедшей 27 сентября 1915 года.





Почти как в песне - "вот он был, и вот его не стало".

Если, например, гибель в Севастополе "Императрицы Марии" - довольно темная история, то в данном случае версия относительно "авторства" австрийских диверсантов однозначна и является общепризнанной. (Впрочем, подорвав под занавес войны "Вирибус Унитис", "макаронники" с лихвой отплатили "тедескам". Однако - повторим в который уже раз - это совсем другая история).

судостроение, steampunk, оружие, первая мировая, regia marina, история

Previous post Next post
Up