Все-таки, полуторамиллионный город - довольно тесное местечко, в котором время от времени по чисто рандомному принципу происходят встречи с разными интересными знакомыми людьми (или просто интересными, или просто знакомыми). Вчера вот тоже по дороге домой столкнулся нос к носу с коллегой по одной из прежних работ.
Коллегу помню с тех еще лет (с прошлого тысячелетия, коротко говоря) как большого приверженца здорового образа жизни. Это ваш скромный повествователь интересовался в данном смысле преимущественно тем, что относилось к рукоприкладству или с ним граничило. А этого товарища привлекал исключительно оздоровительный аспект - он и бегал, и моржевал, и пробовал на себе разные, миль пардон, диеты (вот чего искренне не понимаю, того не понимаю - ну, каждому свое...). И сейчас, кстати, отличается подтянутой фигурой и выглядит младше своих лет (примерно одних с моими). Слово за слово, разговор у нас и коснулся физкультуры - которая именно не спорт, а чисто для себя.
Я, говорит мой визави, завел дома беговую дорожку, ибо на улице бегать стремно, дурные водилы напрягают, собаки за филейную часть норовят тяпнуть, все такое. Но, продолжает, есть проблема - бегу по ней, бегу, сжигаю калории (ох уж эти борцуны с калориями!), и не могу отключиться от мыслей о работе. Постоянно, мол, преследуют! Прямо как мухи из мрачного стишка малоизвестного поэта Апухтина, ага. Только переключишься на что-нибудь иное, бац! - и опять сознание возвращается к работе, постоянно о ней думается само собой.
Вообще-то, ничего смешного, как может на первый взгляд показаться, тут нет. Человеку, дабы не съехать с катушек, просто необходимо отключаться от повседневной рутины и всяких меркантильных и прагматических забот, сколь бы важными они ни выглядели (и даже сколь важны бы ни были реально). Иначе - здравствуй, бессонница, язва ЖКТ, инсульт и импотенция к 40 годам. Задача эта неплохо решается методами психотренинга, но они зачастую носят характер, как бы выразиться, довольно пассивный ("...из монотонных будней я тихо уплыву"(с)) и тем самым не слишком импонируют людям по жизни активным и деятельным. Другое средство - банальная физическая активность. Раз уж о ней зашла речь, то о пресловутом физическом труде отзовусь в этом плане весьма негативно и даже, слегка утрировав, замечу, что в той же мере, в какой полезна физкультура, физический труд - вреден. Поскольку нагружает, как правило, совсем не те мышечные группы, не в том ритме и не в тех объемах. После большой нагрузочной тренировки, как ни парадоксально вроде бы, можно ощущать прилив сил и то, что Павлов наш Иван Петрович именовал "мышечной радостью", но, скажем, после пахания на огороде - фиг вам! Да и в отношении переключения внимания, физическая работа - преимущественно типичное "не то", ибо носит по большей части монотонный характер, и при однотипных повторяющихся усилиях вполне можно думать о чем-то, совершенно к делу не относящемся. Например, о работе.
Можно было бы пуститься в теоретизирование, но во мне в очередной раз проснулся чаньский адепт:).Ладно, говорю, давай-ка я тебе растолкую наглядно. В общем, я тебя буду хлопать ладошками по разным участкам тушки, твоя же задача - либо отбивать хлопки, либо от них уклоняться, как подскажет интуиция и как сумеешь. Бывший коллега слегка офигел, однако припомнил, с кем имеет дело, и не стал сильно переживать. Снимаю ссобойный рюкзачок, складываю на него свернутую куртку, и дальше картина, достойная кисти Леонардо: прямо посреди обширного газона один взрослый дяденька (в берцах и с "Ка-баром" на бедре:)...) всячески норовит хлопнуть то одной, то другой ладонью другого взрослого дяденьку, а тот разнообразно изворачивается, увертывается и отмахивается, как от внезапно налетевшего роя неконструктивно настроенных пчел.Какой-то мимошедший ребенок (я же по привычке контролирую окружающее пространство) даже спросил у мамы, во что это дяди играют. Что ответила мама, не расслышал, но не исключено, что по ее версии дяди играли в пациентов дурки. Длилось это развлечение минут пять, темп постепенно нарастал, пока я не почувствовал, что если его еще увеличить, то приятель просто не будет успевать реагировать. Ну и, естественно, было любопытно понаблюдать за реакциями неподготовленного индивида на такого рода воздействия. По завершении я у него спросил без околичностей: ну что, мог ты в это время размышлять о работе? Собеседник, почесав репу, был вынужден признать, что вряд ли.
Вот тут собака, как выражался один из персонажей отечественной истории, и порылась. Для эффективного переключения сознания с повседневных проблем физкультура должна не быть монотонной и однообразной, как тот же бег по пресловутой дорожке. С этой точки зрения, просто бегать по улице гораздо продуктивнее - приходится следить за обстановкой, чтобы не споткнуться, не вбежать в лужу, не налететь на кого-нибудь или что-нибудь. Да, в конце концов, чтобы та же собака не порвала штаны. По этой же причине, например, "качка" со свободными весами предпочтительнее любых тренажеров, которые сами задают траекторию, тем самым в значительной мере "выключая" сознание из процесса. Кстати, можно помянть добрым словом некогда популярную у нас в стране ритмическую гимнастику aka "аэробика" - помните, даже телевизионные занятия по ней проводились, бодрая музычка, красивые девочки и простенькие по сути, но постоянно меняющиеся через несколько повторов движения, за сменой которых требовалось следить, да еще и воспроизводить "с нуля", да еще попадать в ритм? Тут "сжигание калорий" волей-неволей отодвигалось в сознании на задний план, поскольку требовалось присутствовать в том, что делаешь, иначе получалась ерунда.
Собственно, присутствие в выполняемом деле - это и есть ключевой пункт. Именно поэтому в плане переключения сознания (и, как следствие, эффективного отдыха от той же работы и прочей рутины) сложнокоординированные упражнения (или, между прочим, игры типа банального дворового футбола - если, конечно, в них участвовать, а не быть зрителем) принципиально эффективнее любых простых циклических, выполнять которые можно, оставаясь мысленно наедине со своими проблемами.