...кораблей - участников русско-японской войны выглядел так:
Вряд ли сумею блеснуть оригинальностью, если среди книг, пробуждающих - или усиливающих - интерес к военно-морской истории, назову более чем широко известную "Цусиму" Новикова-Прибоя. Лично мне она попала в руки уже в старшем школьном возрасте, и едва ли не больше собственно содержания в ней заинтересовало приложение, содержащее списки русских и японских кораблей, принимавших участие в этой одной из первых разборок между локальными империализмами. Надо отметить, что в разных изданиях это приложение бытует в существенно различающихся вариациях. Тот список, с которым я повстречался, изобиловал лакунами и довольно курьезными ляпами. Например, в составе 1-й Тихоокеанской эскадры (той самой, порт-артурской) значились эскадренные миноносцы (по тогдашней терминологии - "истребители") "Кондор", "Рачительный" и "Решительный". Казалось бы, ничего особенного, но... это один и тот же корабль под разными именами, которые он носил за время службы! (Впрочем, на этом череда его переименований не завершилась - пополнив в качестве трофея штаты японского флота, он сначала звался "Акацуки-2", а позже "Ямахико"). Кроме того, если верить тому же списку (на основе каких источников он составлялся?!!), все миноносцы и истребители Страны Восходящего Солнца ухитрились войну благополучно пережить, что IRL далеко не так. Еще составители приложения напрочь забыли о самом существовании малого крейсера "Мияко", соответственно, не отразив и факт его гибели на русском минном заграждении. Ну, и так далее.
Однако, помимо перечисленных странностей, внимание привлекло упоминание загадочной боевой единицы - "корабля береговой обороны" - весьма почтенного возраста, да еще и с двойной датой вступления в строй: 1851 и 1870 годы. Это и был герой нашего повествования.
Вряд ли британские кораблестроители, закладывая в 1849 году на колониальной верфи в Моулмейне, Бирма (вспоминаются хрестоматийные киплинговские строки "By the old Moulmein pagoda /Lookin' lazy at the sea...") новый корабль Ее Величества корвет "Malacca", подозревали, насколько долгая служба предстоит их детищу. Собственно, корвет был вполне заурядный, собратьев его насчитывалось до фига и более, с обычным назначением - нести миру демократию бремя белого человека и "миральезой настраивать слух языческим королям". Видимо, в силу такой заурядности изображений "Малакки" раннего периода крайне мало (мне и вовсе не посчастливилось найти ни одного), за исключением единственного элемента - носовой фигуры:
Изображает ли усатый мужик некую конкретную личность или воплощает обобщенный образ, на сегодняшний день не ведаю.
Сойдя на воду в 1853-м, новопостроенный HMS под парусами прибыл в метрополию, где на верфи в Чатеме его оснастили весьма прогрессивной по тем временам 2-цилиндровой паровой машиной фирмы "John Penn & Son" мощностью 692 индикаторных л.с., превратив таким образом в винтовой. Вооружение на этом этапе включало 1 - 8-дюймовое орудие конструкции Миллера (вариация на тему широко известной системы Пексана) плюс 16 - 32-фунтовых гладкостволок. Надо отметить, что тактико-технические характеристики корабля, приводимые в разных источниках, существенно варьируют. Так, водоизмещение указывается от 1758 до 1978 тонн - вероятно, в разное время и при разных вариантах загрузки. Различается мощность силовой установки (даже в тех случаях, когда авторы не путают индикаторные лошадиные силы с нарицательными, они же номинальные, ...а также лошадиные силы с киловаттами:)). Даже год постройки, и тот "плавает"! В вопросе классификации, и то разнобой - согласно одним источникам, вначале "Малакка" числился шлюпом, потом с 1862 года оказался переклассифицирован в корвет, по другим, с точностью до наоборот, начав биографию корветом, в 1869-ом превратился в шлюп. А ведь казалось бы, просвещенный XIX век с развитым бухгалтерским учетом... "Вот такая, панимашь, загогулина!" (Б.Н.Ельцин).
Как бы то ни было, прослужив более 15 лет в Вест-Индии, на Средиземном море и Тихом океане и пережив несколько модернизаций (одна из которых включала замену паросиловой установки на более современную, "Humphrys & Tennant" в 707 и.л.с.), "Малакка" был выведен из штатов Royal Navy, но вместо того, чтобы отправиться на слом, оказался куплен только-только встающим на ноги молодым японским Императорским флотом. То ли сыны Ямато соблазнились дешевизной корабля не первой молодости (все-таки, для деревянного корпуса 15 лет - далеко не юность, иные за такой срок успевали полностью сгнить, как случилось с российским "Генерал-адмиралом" американской постройки), то ли какие-то внешнеполитические коллизии требовали немедленного - вот прям щас, и точка! - пополнения корабельного состава. Так или иначе, бывший британский "Малакка" с 1870 года стал японским "Цукубой". Вернее, первоначально его новое имя звучало как "Цукубакан", где "-кан" подразумевало специфическое обозначение именно военного корабля (в отличие от употребляемого доныне "-мару", означающего гражданское судно). Аналогично броненосный корвет "Адзума" в ранние годы службы фигурирует как "Адзумакан". Впрочем, довольно скоро "-кан" сочли излишним, дескать, и так все понятно.
После 1875 года свежеприобретенный ветеран служил главным образом кузницей кадров (которые, как известно, решают все!), сиречь учебным кораблем, совершая с кадетами на борту дальние вояжи в Америку, Австралию, Гонконг, порты Китая, Владивосток и даже в экзотический для тогдашних японцев Вальпараисо. Заметка из сиднейской газеты тех лет как раз посвящена такому визиту -
(толком почитать при желании можно здесь -
https://news.google.com/newspapers?nid=1302&dat=18780406&id=oUoQAAAAIBAJ&sjid=MZMDAAAAIBAJ&pg=7437,2824167&hl=en, еще один печатный материал, датируемый чуть более поздним временем, здесь -
http://trove.nla.gov.au/ndp/del/article/9027590). Корреспонденции, что характерно, выдержаны в дружелюбном к японцам духе, характерном для английской прессы того времени - как же, две островные нации, во многом друг на друга похожие и все такое. Вильсон в "Броненосцах в бою", помнится, высказывался аналогичным образом. До второй мировой оставалось еще больше 60 лет, никакой Перл-Харбор не рисовался в воображении даже самых разнузданных фантастов...
Офицерский состав "Цукубы" в 1876 году -
Японцы старательно косплеят своих европейских наставников. Впрочем, как показала дальнейшая история, это были вполне серьезные ребята, не в пример ряженым "японским казакам", которых упоминал коллега
vikond65 в одном из комментариев. Кстати, обратите внимание - сам корабль в центре изображен еще с высоким рангоутом, несущим приличную трехъярусную парусность.
В ходе японо-китайской войны "Цукуба" выполнял функции банального сторожевика, охраняя акваторию ВМБ Йокосука и пунктов временного базирования. В решающем сражении при Ялу не участвовал, да там управились и без него.
Зато в русско-японской войне сабж отметился более существенно. Перевооруженный к тому времени на 4 - 6-дюймовых длинноствольных скорострельных орудия Армстронга (самых что ни на есть продвинутых!), он, как пишет известный специалист С.Сулига, активно использовался для поддержки с моря действий сухопутных войск. Надо сказать, в условиях пассивности порт-артурской эскадры такое боевое применение этой антикварной единицы можно считать вполне оправданным. Пусть даже "старичок" развивал всего 8 узлов, это все равно больше, чем скорость лошади на рыси, а быстрота передвижения тогдашних войск была еще скромнее. Поэтому особой быстроходности не требовалось, а огонь дальнобойных шестидюймовок оказывался весомым аргументом, который было сложно оспорить. Правда, разнобой в сведениях продолжается и в этот период. Иные авторы даже заявляют, что "Цукуба" "since 1900 as non-self-propelled", то бишь являлся чем-то несамоходным, вроде блокшива или какой баржи. Однако:
""Почему начальник отряда считал появление на горизонте проблесков электрических фонарей опасным для девяти миноносцев, посланных атаковать неприятеля? Почему требовалась такая поспешность? Почему начальник отряда не удостоверился лично в уничтожении миноносца, а отдал распоряжение выстрелить миной? Почему он выстрелил миной зная, что глубина мала?.." - вопрошал командующий эскадрой.
Ответ Е. П. Алексеева был долог и неубедителен. А из японских источников выяснилось, что замеченный "свет прожектора" в действительности принадлежал отряду под командованием капитана 2 ранга Нисияма в составе старых судов береговой обороны "Цукуба", "Хайен"* и канонерок "Акаги" и "Чокай" - то есть как раз тем кораблям, которые и должен был атаковать Алексеев" (
http://wunder-waffe.ru/Magazine/BKM/Forel/06.htm). Несколько нехарактерная прыть для "несамоходного" судна!
Кстати, к тому времени старый корвет действительно официально числился в странном на наш взгляд классе кораблей береговой обороны - все-таки, обычно это название ассоциируется с мониторами, низкобортными броненосцами и прочими маломореходными кораблями, обладающими малой дальностью плавания и небольшой осадкой, а тут вдруг... Однако такова особенность японской классификации - крупные старые корабли, уже не соответствовавшие требованиям эскадренного боя, перечислялись в "корабли береговой обороны". Например, таковыми в 30-е - 40-е гг. числились прославленные броненосные крейсера, ходившие некогда под флагом Камимуры, даром, что конструктивно они отнюдь не предназначались для прибрежного плавания.
Сабж на период порт-артурской эпопеи. Рангоут уже куцый, общее число орудийных портов явно превышает количество орудийных стволов. В общем, корабль береговой обороны 3-го класса, входивший в состав 7-го боевого отряда.
Это, собственно, была его лебединая песня. В 1906-м (по другим данным - в 1907-м, опять пресловутая разноголосица источников!!!) корабль-ветеран был продан на слом, уступив свое имя новому броненосному крейсеру.
Основная мораль сей басни, если на то пошло, состоит в том, что при правильном подходе даже такой антиквариат может оказаться полезным и пригодным к использованию. А вот в Порт-Артуре в течение всей осады бесполезно простояли три аналогичных, да еще и менее древних, боевых единицы - железные винтовые клиперы "Джигит", "Разбойник" и "Забияка", и кто мешал использовать их в том же стиле, для поддержки приморского фланга сухопутной армии, совершенно непонятно. Впрочем, это лишь мелкий штришок в общей картине "разрухи в головах" у адмиралов РКМП, не у всех из которых хватало честности, подобно погибшему Витгефту, открыто признаться - мол, "я не флотоводец".
_______________________________________________________________________________________
* Кстати, упоминаемый "Хайен" (или "Хей-иен" в иной транскрипции) - тоже тот еще стимпанковый кораблик, полученный оригинальным методом урезания (по финансовым соображениям!) броненосного крейсера, пусть и не особо здоровенного, до канонерской лодки! Чего только не случалось в цинском Китае, от которого этот трофей достался самураям...