"...Но у меня иное мнение: фехтование - это нечто несоизмеримо более важное. Это точная наука, высшая математика; сумма определенных слагаемых неизменно приводит к одному и тому же результату: победе или поражению, жизни или смерти... Я здесь с вами не для того, чтобы вы занимались спортом; вы постигаете целостную систему и однажды, защищая отечество или собственную честь, сможете оценить ее в полной мере. Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров... Важно другое: со шпагой или рапирой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником.
...На лице у него появилась скептическая гримаса.
- Возможно, когда-нибудь учителя фехтования вообще исчезнут с лица земли, - произнес он.
Стало тихо. Дон Хайме рассеянно глядел куда-то вдаль, словно там, за стенами зала, он различал неведомые миры.
- Да, возможно, - пробормотал он, созерцая нечто, доступное лишь ему одному. - Но вы, мои ученики, должны мне поверить: в тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним... И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина." (А.Перес-Реверте "Учитель фехтования")
Сразу честно скажу: роман, из которого взята вышеприведенная цитата, я читал глазами самого что ни на есть "восточника". И в очередной раз убедился, насколько прав был стародавний и малопопулярный ныне Киплинг, утверждавший, что на высотах настоящего мастерства "нет Востока, и Запада нет". Книга Реверте, будучи несомненной принадлежностью западной литературы, парадоксальным образом может рассматриваться как произведение, проникнутое духом чаньского учения. С классикой Дальнего Востока его роднят даже определенные сюжетные параллели: перед нами предстает образ мастера, ведущего образ жизни, в сущности, близкий к отшельническому и занятого поисками некоего мистического смысла в боевом искусстве, на его глазах утрачивающем свою утилитарность; мы видим этого мастера (даже лучше - Мастера) вовлеченным в водоворот событий, от которых он всячески пытался устраниться; наконец, вполне по-чаньски выглядит кульминационный момент обретения просветления в момент смертельной опасности... Можно ли назвать эти и другие параллели чисто случайными? Полагаю, что нет. Фехтовальное искусство Европы - феномен, который с точки зрения дальневосточной культурной традиции с полным основанием может быть назван термином "Путь". То есть, выходящим за сугубо прагматические рамки способом познания себя, мира, своего места в этом мире и своего с этим миром единства.
И когда приходит осознание такого простого вывода, все набившие оскомину дискуссии на тему "Запад vs Восток" начинают восприниматься как что-то несерьезное и детсадовское. "Нет Востока, и Запада нет", а есть либо мастерство и продиктованное им понимание, либо их отсутствие. А каким конкретно путем к ним придти, в общем-то, дело десятое.