Ножик имени фрегата

Apr 19, 2015 20:14

Пользуясь выходными, оседлаю любимого Росинанта. Кому ножиковая тема глубоко отвратительна - мои соболезнования:)

В общем, это рекомый фрегат -



А это, соответственно, ножик -



Какое отношение один имеет к другому, субъективно и сумбурно (ну, да вам не привыкать!) рассказывается под катом.



Как полагалось нормальному советскому пацану, не желавшему прослыть совсем уж дремучим, я в детстве имел представление, кто таков был адмирал Нахимов и что первую оборону Севастополя не надо путать со второй. Но вот о том, что Крымская война, как ни странно, происходила еще и далеко за пределами курортного полуострова, узнал не без удивления классе в пятом, обзаведясь вот таким сборником разнородной прозы и поэзии -



- где, наряду с прочими интересностями и конъюнктурностями, присутствовала историческая повесть



которая, несмотря на некоторые неточности (до которых, впрочем, я докопался много позже), содержала широкую, местами беглую, местами довольно подробную панораму той самой войны, порядком потесненной в памяти событиями более позднего времени. Там мне впервые встретились и накрепко засели в памяти названия "Бомарзунд", "Або", "Свеаборг", и оттуда довелось узнать о существовании в русском флоте фрегата со странным "собачьим" именем:

"Из-за мола, оставляя за собой полоску дыма, нацелив вперед длинный бушприт и чуть наклонив назад мачты, легко рассекал воду своим изящным черным корпусом корабль; под кормовым свесом шапкой клокотала пена. Корабль плавно развернулся, и Алексей прочитал на корме название: "Полкан".
- Винтовой фрегат, с гордостью пояснил мичман..."

Ясен пень, учебники и разные популярные издания информации не добавляли, но я был упертый шкет, поэтому разными окольными путями постепенно нарыл кое-что. Сначала открыл для себя такую классику жанра, как "Списокъ русскихъ военныхъ судовъ" Ф.Веселаго (именно такое старинное издание с твердыми знаками и ятями попало в мои подростковые руки на прискорбно краткое время), где значилось следующее:



Позже из разных источников удалось выяснить более-менее достоверно и прочие характеристики малоизвестного корабля и детали его биографии. (Сейчас-то эти сведения благодаря этим нашим интернетам разыскать не проблема, а вот в те времена... целые детективные истории разворачивались:))

"В январе 1851 г. после доклада Николаю I и с его санкции принимается решение использовать для установки механизмов «Архимеда» один из двух фрегатов, планируемых к постройке в Архангельске. Корпус должен быть построен по чертежам фрегата «Паллада», откорректированным в 1847 г. видным кораблестроителем Д. Уайтом с учетом установки паровой машины. При этом длина корпуса возросла на 6 м. За основу парусного вооружения был принят английский фрегат «Arrogant». Артиллерийское вооружение состояло из 22-24-фунтовых (152-мм) длинных и четырех 2-пудовых (245-мм) бомбовых пушек в батарее. На квартердеке и форкастле 20-24-фунтовых пушко-карронад, две 2-пудовые бомбические и две 24-фунтовые длинные пушки, всего 42 орудия. 9 сентября 1851 г. новый фрегат был заложен. Первоначально он назывался «Палкан», впоследствии стал именоваться «Полкан». В связи с мелководьем бара Северной Двины, провести фрегат с установленными механизмами было невозможно, поэтому принимают решение корпус под парусами перевести в Кронштадт, где затем смонтировать машину и котлы. К этому же времени от машины «Архимеда» отказались, и 3 марта 1852 г. заказали в Англии заводу Пенна механизмы по образцу того же «Arrogant» нарицательной мощностью 360 л.с. (около 620 и.л.с.). 2 августа 1852 г. фрегат вышел из Архангельска и 2 сентября благополучно прибыл в Кронштадт. В кронштадтском доке работы продвигались успешно, но после ультиматума союзников России (февраль 1854 г.) английские механики покинули Кронштадт. Тем не менее, все работы по окончательной сборке и доводке механизмов были успешно завершены и 19 мая «Полкан» вышел из дока. Ходовые испытания состоялись 9 октября. При водоизмещении 2316 т две горизонтальные паровые машины (4 огнетрубных котла) обеспечили скорость 9 узлов.
На заключительном этапе Крымской войны «Полкан» входил в отряд паровых судов, развернутых на подступах к Кронштадту. После окончания войны фрегат 2 октября 1856 г. в составе эскадры контр-адмирала Е.А. Беренса (винтовой корабль «Выборг», парусный фрегат «Кастор» и бриг «Филоктет») ушел в Средиземное море. Вернулся в Кронштадт 19 августа 1859 г. Опыт трехгодичного плавания фрегата «Полкан», эксплуатации его механической установки, выявленные недостатки и достоинства конструкции корпуса и вооружения стали базовой основой для строительства последующих винтовых фрегатов, а механическая установка - прообразом изготовленных уже на отечественных заводах механизмов фрегатов «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой». В 1860 г. при детальном осмотре корпуса и паровой машины комиссия предложила «по совершенной ветхости» корпус разобрать, а машину, отремонтировав на Кронштадтском пароходном заводе, установить на строящийся винтовой корвет «Варяг». «Полкан» с 1860 г. в море не выходил, вскоре машины и котлы демонтировали, а корпус подготовили к продаже с торгов. В 1863 г. корпус передан Инженерному департаменту Военного ведомства и затоплен для заграждения фарватера у Кронштадта." (http://keu-ocr.narod.ru/Cruisers/chap02.html).

Кстати говоря, здесь - http://www.nevstol.ru/cat-657.html - содержится весьма примечательная таблица, позволяющая на основе конкретных ТТХ сравнить отечественного "Полкана" с иностранными кораблями того же класса и примерно того же времени постройки.

Ну и, естественно, удалось разобраться с этимологией странного "собачьего" названия боевого корабля. Как оказалось, Полкан - это своеобразный кентавр русской сказочной традиции, подобно еще многим ее персонажам, "импортированный" из-за бугра. Сегодня, опять же, достаточно заглянуть в услужливую Педевикию - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD_(%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80). Кстати, обратите внимание: на самой первой картинке, иллюстрирующей данный пост, название написано через "а", в первоначальном варианте, достаточно быстро сменившимся по каким-то неизвестным мне причинам на более привычный. С изображениями фрегату, надо сказать, не повезло - может быть, где-то в недрах ЦГА ВМФ они водятся, но в открытом доступе мне практически ничего больше отыскать не удалось...

Так вот и получилось, что, с моей точки зрения, один из складников, выпускаемых под маркой "Витязь" (дочерний бренд "нордвейских викингов"), носит имя не собачье, а фрегатское -



Ну, теперь и про ножик. Благо, в отличие от военно-морского тезки, его можно без проблем покрутить в руках, обмерять и просто им воспользоваться по прямому назначению.

В лице его имеем незамысловатый складник этакого нарочито народного дизайна (кому как, а мне нравится - и вообще, на вкус и цвет все фломастеры, как известно...) -



- в котором архаичность облика (деревяшковые накладки как будто пришли прямиком из XIX века) сочетается с вполне современными решениями, вроде однорукого открывания, лайнер-лока и пескоструйного финиша. Габариты скорее средние - общая длина 240 мм, клинок 104 мм в длину и 2,5 мм в толщину. Намеряно на конкретном моем экземпляре, поскольку некоторый разброс присутствует.



- сабж в компании широко известной "Большой собаки" CRKT M21 наглядно демонстрирует разницу двух концепций современного карманного ножа - тактический фолдер и подчеркнуто мирный рабочий складник, далекий от милитаристских изысков. Таким в самый раз шинковать хлеб/сыр/колбаску/огурчики-помидорчики, строгать палочки, срезать грибы... Между прочим, сведение в 0,3 мм обеспечивает просто отличную резучесть! Так и быть, не стану вас в очередной раз донимать фотками всего нарезанного, попрошу просто поверить на слово. Кто не поверит, может легко убедиться - сабж купить не составляет проблемы.

Сталь - традиционная для "Витязей" 65Х13 -



- между прочим, закаленная на неплохие "роквеллы", поскольку добротный советский алмазный надфиль берет ее весьма неохотно.
Пухлые деревянные накладки, несмотря на непритязательный внешний облик, очень комфортны в руке -



Хотя есть определенная "засада": они имеют подлое свойство со временем усыхать, и плашки выступают все сильнее и сильнее, что снижает удобство даже держания, не говоря уже о работе. Столкнувшись с таким казусом, надо признаться, я поступил наиболее радикальным способом - дождался, пока процесс усыхания закончится, и банально сточил выступившие края плашек по всему периметру. В общем, тут как с текстильными вещами, которые при первой стирке "сядут" - и на этом все...

Из несомненных плюсов упомянем осевой винт с обычным плоским шлицом, точнее, даже с двумя крестообразно расположенными, оба под самую простейшую отвертку или любой ее заменитель (в шлиц влезает современная российская копейка, но, блиннн, она скоро совсем выйдет из употребления!)





Сочетание цветов стали и латуни лично мне тоже кажется вполне уместным и смотрится гармонично.

Как и в случае с "Каланом" ( http://v-vodokachkin.livejournal.com/111262.html), дизайн позаимствован - уж не ведаю, насколько невозбранно - у Марычева, среди моделей коего присутствуют два возможных прототипа нашего героя:



- "Ястреб"



- и "Половец".

Надо сказать, что виденные мною непосредственно марычевские складники при ценах в разы выше как-то не производят впечатления изделий более высокого класса, чем продукция "Витязя". А тут за какие-нибудь пять сотен (до скачка доллара, правда) на выходе получается вполне работоспособный и не малявочный ножик - для тех, кому "не шашечки, а ехать".



судостроение, sail steampunk, ножи "Витязь", книга, история, ножи

Previous post Next post
Up