Сказать, что Имджинская (Имдинская) война известна нашим соотечественникам в той же степени, как война 1812 года (сразу приходят на память фильмы "Гусарская баллада" или "Эскадрон гусар летучих") или хотя бы Тридцатилетняя (о которой народ худо-бедно наслышан), было бы большущим преувеличением. Мне-то в определенной мере повезло - я о ней прочитал еще лет сорок назад в "Детской энциклопедии" издания 1960-какого-то бородатого года, когда в СССР наблюдался временный и частичный отход от европоцентрического восприятия мировой истории. Вспомните - относительно недавно завершилось советско-американское противостояние в Корее, набирала обороты война во Вьетнаме, с китайцами окончательно рассориться наше руководство еще не успело. Вот это стечение реалий актуальной политики и повлияло... Так или иначе, будучи далек от тогдашнего и тамошнего исторического бэкграунда, усредненный российский зритель далеко не все толком поймет в свежем южнокорейском фильме "Myeong-ryang" (в русском переводе фигурирует как "Адмирал. Битва за Мён Рян"
http://kinogo.net/5367-admiral-bitva-za-men-ryan-2014.html), который ваш скромный повествователь несколько дней назад с превеликим удовольствием посмотрел по рекомендации уважаемого френда
eurgen12 Дабы приобщиться на популярном уровне к упомянутому бэкграунду, имеет смысл заглянуть, например, сюда -
http://world.lib.ru/k/kim_o_i/imk3rtf.shtml, сюда -
http://svitoc.ru/topic/1081-imdzhinskaya-vojna-1592-1598-gg/, а также сюда -
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=3816. Составив представление о перипетиях, скажем так, нескучной биографии адмирала Ли Сун Сина (центральный персонаж фильма) и о реалиях тогдашних военных действий в тех краях, смотреть кино станет намного интереснее. Я же, не будучи, как сам не раз признавался, мастером написания рецензий, просто изложу свои субъективные впечатления от фильма.
Зрелищность - на высшем уровне! Подобная панорама произведет впечатление даже на того, кто очень далек от военно-морской тематики. Ну, а уж тот, кто к ней хоть в какой-то мере приобщился...
Еще один вид многочисленного японского флота в пункте передового базирования на оккупированной корейской территории.
Сами оккупанты как таковые, показанные вполне реалистично, а не в виде каких-то злобных орков из ниппонического Мордора. Абсолютно соответствует действительности то, что основную их массу составляют униформированные по единому образцу пехотинцы-асигару с аркебузами (а не с мушкетами, ошибочно фигурирующими во множестве источников) в качестве основного вооружения и короткими мечами для бэк-апных целей. Вестимо, присутствуют и каноничные самураи (и даже некто ниндзеподобный), но больше в офицерском статусе.
Ли Сун Син - флотоводец, еще не вошедший в историю как великий, но уже одержавший не одну впечатляющую победу - ломает голову: благодаря закадровым и внекадровым интриганам соотношение сил противоборствующих флотов сложилось просто-таки кошмарное. (Если кому-то придет в голову, что подобные интриги суть некий "восточный эксклюзив", рекомендую поинтересоваться, как в противоположном полушарии совсем немногими годами позже сложилась судьба герцога Осуны - да вот хотя бы:
http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/2686-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%81-%D1%85%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD-%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B3-%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%84%D0%BB/). У противника на порядок больше боевых единиц. "Паршиво, а делать нечего..."(с)
"Расклад перед боем не наш, /Но мы будем играть!"(с). Несчастная дюжина корейских кораблей выходит навстречу вражескому флоту.
"...Японцы! Японцы! Сзади, спереди, полон пролив!"(с)Г.Шенгели
"Последний довод королей" (а также, как видим, ванов и сёгунов!). Артиллерийское превосходство корейцев, показанное в фильме, реально имело место, и довод этот оказался куда как весом...
"Вот развернулся боком флагманский фрегат..."(с). Флагман Ли Сун Сина становится на якоря, обращая к приближающемуся врагу бортовую батарею. В этом, кстати, характерное отличие дальневосточных судов того периода - преимущественно гребных и прибрежных - от европейских (или, скажем, турецких) галер, практически вся огневая мощь которых была сосредоточена прямо по курсу.
А вот у японских милитаристов с артиллерией обстояло существенно хуже. Да и с боевыми кораблями, несмотря на их многочисленность, тоже. Поэтому сыны Ямато, будучи на тот момент весьма посредственными моряками, уповали на стрелковку все тех же асигару, ну и, само собой, на абордажный бой.
"Ба-бах!!!" Кратенькая сценка с летящими ядрами (при сравнительно малой скорости разглядеть их в полете, обладая хорошим зрением, было в самом деле реально) показалась мне одной из самых впечатляющих.
А вот и неизбежный результат. Лаконично, без особого смакования показанная участь тех, кому не повезло... Впрочем, плавание в доспехах входило в традиционный набор самурайских учебных дисциплин, что в какой-то мере все же повышало шансы увидеть "hard day's night".
Японцы, кстати, в фильме выглядят колоритнейше, так что в сравнении с ними куросавовские герои временами кажутся какими-то оборванцами бесхозными ронинами:)
Еще один характерный и наглядный бортовой ракурс корейского флагмана.
Кстати, в первой половине фильма не раз упоминается загадочная "черепаха", на которую возлагаются большие надежды и которую прямо на стапеле еще до боя спалили зловредные диверсанты. Любительский перевод тут может оставить в недоумении, на самом же деле речь идет о банальном кобуксоне (см.
http://www.xlegio.ru/navy/medieval-ships/historical-realities-of-the-geobukseon/), который и в самом деле мог сыграть роль козырного туза, да и играл реально... только не в тот раз.
А здесь мы видим гребное судно с парой коротких мачт, широким корпусом и развитой надстройкой, но без кобуксоновского бронирования. Хотя, если сравнивать с японскими судами, по сути дела транспортно-десантными, это настоящий боевой корабль.
А это его, так сказать, машинное отделение. Что характерно, гребцы вроде бы все вполне вольные, без всяких кандалов, составлявших неотъемлемый атрибут средиземноморских галерников. Они еще и временами по возможности участвуют в бою, когда не требуется работа на веслах.
Мужик с "фошшЫстским" символом на одежке - нормальный буддийский монах, вообще-то выполнявший функции тогдашнего политработника и военного психолога. Но и то, что он тут орудует отнюдь не духовным оружием, вполне совпадает с историческими реалиями. В общем, как видим, дошло до того самого абордажа.
Вот так оно показано с птичьего полета (любопытная птичка снизилась, все равно людям внизу не до нее!). Заметное отличие от кадров, изображающих в привычном варианте баталии в европейских морях, состоит в том, что не видно поставленных на мачтах парусов (кинематографисты особенно обожают показывать, как они дырявятся ядрами или рушатся вместе с реями на палубу). Впрочем, глянем на картину Веронезе "Битва при Лепанто" -
- как видим, тоже голый рангоут. Поскольку также сошлись два гребных флота. Так что исторически это вполне верно..
"Що, цэ вже перемога?"
"Обломайтесь, козлы!"
Адмирал, показанный преимущественно в амплуа этакого конфуцианского мудреца, отнюдь не промах сам подраться.
А этот момент, похоже, вдохновлен канонической для японского искусства сценой гибели Бэнкэя (см. "Сказание о Ёсицунэ"). Правда, утыканный корейскими стрелами эмиссар сёгуна Тоётоми Хидэёси еще попытался из последних сил ожить, но ... последний час Ли Сун Сина еще не пробил.
Внимательность создателей фильма к деталям заслуживает всяческого одобрения. Например, не упустили такую мимоходом показанную мелочь, как специальное кольцо лучника на адмиральском пальце...
А вот и поставлены какие ни на есть паруса, все-таки облегчение до предела вымотанным гребцам.
В общем, победный финал, сами понимаете.
Итого: кто не гоняется за интеллектуальными ребусами и любит исторические фильмы, смотреть весьма рекомендую. А снобы могут идти лесом.