70 лет назад возле солнечных (или какая тогда стояла погода...) берегов греческого острова Самос британские "Бофайтеры" -
- повредили минный заградитель Кригсмарине "Drache", сиречь "Дракон" -
Выглядело это вполне рядовое по меркам великой войны событие следующим образом -
Спустя пару часов внутри поврежденного заградителя произошел взрыв, который его окончательно добил. Собственно, кораблик отнюдь не поражал воображение: 1870 тонн водоизмещения, 76,5х13,7х4,0 м, пара 88-миллиметровок в качестве главного калибра + зенитки, среди которых имелись 37-мм и 20-мм автоматы, ну и, разумеется, мины в количестве 120 штук.
Единственное обстоятельство, которое выделяло "утопленника" из массы аналогичных кораблей легкого класса и даже делало его в своем роде уникальным, это то, что он был первым в истории вертолетоносцем.
Вообще говоря, сабж и начинал свою карьеру в 1930-м (год вступления в строй) как авианесущий корабль - югославский "Zmaj", что в переводе означает то же самое, что и будущее немецкое название. На борту его базировался поплавковый биплан британского производства "De Havilland DH.60 Moth" ("Мотылек") типичной для 20-х гг. конструкции и внешности -
Потом, как известно пока любому школьнику, старушку Европу и не только ее накрыла Вторая мировая, Югославии в противоборстве с Рейхом №3 ничего не светило, и потому авианосный минзаг пополнил собой обширную коллекцию трофеев германских моряков. Как известно уже не любому школьнику, но, во всяком случае, любому, кто интересуется военно-морской историей, немецкая хозяйственность проявилась в том, что большинству трофейных кораблей и судов нашлось применение. Бывший "Zmaj" , превратившийся в "Drache" , одно время служил в достаточно специфической роли корабля-спасателя для летчиков со сбитых самолетов, потом не без успеха использовался по прежнему назначению, выставляя минные заграждения. Затем, наконец, он стал объектом наиболее любопытной модернизации, получив в состав своего вооружения (понятно, что устаревший английский биплан к тому времени на нем давно не базировался) вертолет Flettner Fl 282 "Kolibri".
С высоты нашего времени эта одноместная винтокрылая машинка производит впечатление самодельщины -
- да и характеристики ее, понятное дело, были весьма скромными - 1 человек экипажа на все-про все (но иногда все же 2, второй, вероятно, выполнял функции наблюдателя), взлетный вес в целую тонну, 150 км/ч максимальной скорости (однако, побыстрее "кукурузника"!), дальность полета 300 км, при этом вооружение состояло из пары бомб по ...5 кг.
- он же на корабельной ВПП.
Признаться, затрудняюсь представить себе боевое применение этой "колибри" в условиях господства авиации союзников в небе Средиземноморья. Некоторые авторы указывают, что вертолетик якобы должен был обнаруживать мины и подводные лодки, но при отсутствии на борту какой-либо аппаратуры соответствующего назначения это было очень даже проблематично. Если мины, поставленные с небольшим заглублением, при спокойном море в прозрачной воде усмотреть еще реально, то визуальное обнаружение подлодок могло осуществляться разве что на перископной глубине - опять же, при хорошей погоде и отсутствии волнения, дающего непреодолимые оптические помехи. Немудрено, что данных о боевых успехах вертолета этой модели в ходе Второй мировой мне отыскать не удалось - если они вообще имеются. Вот с этим аппаратом на борту "Drache" и отправился на дно.
И тем не менее, он был первым в своем роде. Этим, как говорится, и интересен.