Книга "ЦРУ и мир искусств" Фрэнсиса Стонора Сондерса

Jul 09, 2013 00:41

11 июля в Москве состоится презентация русского издания книги Фрэнсиса Стонора Сондерса "ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны".
Русский перевод выпустила Вероника Крашенинникова.
Я должен был выступать на презентации, но, судя по всему, буду в это время занят.
Рекомендую эту книгу - крайне познавательная.

культура, ЦРУ, искусство, США, Советский Союз, диссиденты

Leave a comment

rusnar July 8 2013, 21:29:56 UTC
"Вторая часть культурной операции ЦРУ была куда тоньше. Тут они рекламировали симфонии, выставки художников, балет, театральные коллективы, знаменитых джазистов и оперных певцов со скрытой целью свести на нет антиимпериалистические настроения в Европе и подготовить почву для принятия американской культуры и властей. Все дело было в организации витрины американской культуры, дабы обеспечить культурное господство для поддержки военно-экономической империи. Излюбленным трюком США было посылать в Европу черных артистов, особенно певцов (как Марион Андерсон), писателей и музыкантов (как Луис Армстронг) для противоборства с европейской враждебностью расистской внутренней политикой Вашингтона. А если черные интеллигенты не придерживались сценария и начинали критиковать в открытую, их вычеркивали из списка, как писателя Ричарда Райта.
...
Одна из самых важных и захватывающих историй в книге Сондерс - о том как ЦРУ и союзнички из Музея Современного Искусства (МСИ) вбухали кучу денег в рекламу картин и художников абстрактного экспрессионизма (АЭ), в противовес искусству с социальным содержанием. Продвигая А, ЦРУ пришлось бороться с правыми в Конгрессе. ЦРУ видело в АЭ "антикоммунистическую идеологию, идеологию свободы, свободного предпринимательства. Беспредметное и молчащее о политике, оно было прямой противоположностью соцреализма" (254). Для шпионов АЭ был истинным выражением воли нации. Чтобы обойти правую критику, ЦРУ обратились к частному сектору (а именно к МСИ и его основателю Нельсону Рокфеллеру, считавшему АЭ "живописью свободного предпринимательства"). Многие руководители МСИ имели долгие связи с ЦРУ и более чем охотно помогали ЦРУ в рекламировании АЭ как оружия в культурной холодной войне. Масса денег была потрачена на выставки АЭ по всей Европе; искусствоведов призвали под ружье, и художественные журналы пекли как блины статьи, полные похвал. Совместное предприятие МСИ и управляемого ЦРУ фонда Файерфилд имело достаточно капиталов, чтобы обеспечить сотрудничество самых престижных выставочных залов Европы, что, в свою очередь, помогло повлиять на художественные вкусы европейцев.

АЭ как идеология "свободного искусства" (Джордж Кеннан, 272) использовали для нападок на политически сознательных деятелей искусств в Европе. Конгресс за свободу культуры (ширма ЦРУ) стал на сторону абстракционизма, против предметной и реалистической эстетики, что было явно политическим действием. Комментируя политическую роль АЭ, Сондерс указывает: "Одной из необычных черт того значения, которое имела американская живопись в культурной холодной войне - не то, что она стала частью этого бизнеса, но то, что движение, так громко заявлявшее о своей аполитичности, стало так резко политизированным". На языке ЦРУ аполитичные художники и искусство означали "свободу". Это было направлено против левых европейских художников. Ирония заключалась в том, что аполитичная поза была предназначена только для потребления среди левых.

Тем не менее, ЦРУ и его культурные организации смогли глубоко повлиять на формирования послевоенного взгляда на искусство.

Многие влиятельные писатели, поэты, художники и музыканты провозглашали свою независимость от политики и заявляли о вере в искусство для искусства. Догма о свободном художнике, не связанном с политикой, широко распространилась и сохраняет силу до наших дней."

Reply

vlshumov July 8 2013, 21:58:12 UTC
спасибо!

Reply

rusnar July 8 2013, 21:59:47 UTC
взаимно!
всегда!

Reply


Leave a comment

Up