"Вопросы философии" - юбилей. Тем, кто понимает, о чём речь

Jan 16, 2008 01:19

Вчера слишком поздно вернулся домой - отмечали юбилей одного важного в масштабах СНГ человека. Сегодня днём - важный обед, а после этого отправляюсь в Институт философии РАН на празднование 60-летия журнала "Вопросы философии". В этой связм, несмотря на юбилей коллег, из-за мучающих меня сомнений, возникают три вопроса: 1. Была ли философия в СССР? 2. Есть ли она в России сегодня? 3. В чём было больше оригинального, в советской философии времен СССР или в сегодняшней свободной российской (русской) философии? Понимаю, что эти вопросы неподъемны для большинства жителей интернета, но для меня они важны и имеют конкретные ответы.
Ниже предлагаю отрывок из моего приветствия редакции "Вопросов философии" - юбилей есть юбилей.Этот текст (в полном объёме) будет произнесён сегодня в 15 часов в ИФ РАН. Приношу извинения непосвящённым, а именно: тем, кто никогда не держал в руках свежей книжки "ВФ" и вообще не знает (и не знал), что это такое.

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с юбилеем вашего журнала, который считаю без всякого преувеличения лучшим российским философским периодическим изданием. И отмечаемая сегодня круглая дата - удачный повод заявить об этом открыто, тем более что в последние годы вы, как мне представляется, оказались вне поля зрения широкой читающей общественности. Причем не по своей вине, а по вине - если так можно выразиться - того времени, в которое мы с вами живем.
К сожалению, в нашей стране возраст, до которого вы дожили, может рассматриваться как уникальный для фундаментальных гуманитарных периодических изданий. И «Вопросы философии» в этом отношении - редкий долгожитель. Если же еще принять во внимание и тот факт, что на протяжении всей жизни журнала ему приходилось - да и сейчас приходится - быть, что называется, на передовой, на наиболее ответственном (а в иные годы и прямо опасном для жизни) участке взращивания культуры отечественной мысли, то вы - долгожители вдвойне.
Будучи руководителем претендующего на интеллектуальность журнала «Политический класс», я очень хорошо представляю себе все те искусы и соблазны, которые постоянно испытывает руководитель любого серьезного социогуманитарного периодического издания. Хочется, чтобы твоя аудитория была как можно больше - и при этом не ценой отпугивания настоящих специалистов, на которых держится журнал. Понимаешь, что нельзя выпадать из текучки, - но в то же самое время отчетливо осознаёшь всю угрозу превращения в репортажного хроникёра. И кстати, вы - редакция «Вопросов философии» - несмотря на все академические грифы вашего журнала, тоже испытываете те же самые проблемы - разве что текучка у вас несколько иная, да и разница между профессионалами и всей остальной аудиторией не столь значительная, как в случае с моим журналом политической мысли России.
Один известный политик минувшего столетия уподобил как-то правящую партию одной отдельно взятой страны победившего социализма Ордену меченосцев. Без всяких аналогий со словами этого политика, который, по моему глубокому убеждению, так и не получил еще у нас должный и адекватной оценки, считаю правильным употребить аналогичное сравнение применительно к тем людям, которые уже превратили и еще превратят философию из кабинетного хобби, удела немногих изощренных умов в активную жизненную позицию. И на этом поприще роль вашего замечательного журнала действительно становится одной из ключевых, если не сказать самой главной.
NB: Ценю ваше молчание. Священный трепет перед непостижимым понятен и похвален. 01 час 50 мин. по Москве - столице мирового любомудрия.
С другой стороны, скучновато в ЖЖ. Ни основной вопрос философии обсудить, ни действительно значимое событие отметить. В какой машине удобнее заниматься сексом - вот тема для обсуждения. Вроде бы. Но я утверждаю, что абсолютное большинство участников этого обсуждения, 1) вообще не занимались сексом в автомобилях, 2) и без секса сидели внутри максимум трёх-четырёх моделей, две из которых "Жигули" и какое-нибудь чахлое "Дэу", то есть просто не Копенгаген в автомобилях, 3) большинство и в сексе не Копенгаген, ибо известно (и проверено психологами, сексологами и социологами), что тот, кто больше других говорит о сексе, меньше всего им в реальности занимался.
Словом, профанам профаново. 02 час. 10 мин. по Москве. Сексом лучше всего заниматься не в автомобиле - это всё от бедности, а совсем в другом месте.

профанация, "Вопросы философии", советская философия, автомобиль, философия, Институт философии, русская философия

Previous post Next post
Up