Сегодняшняя "Что делать?", как я уже писал, будет посвящена скорым парламентским выборам на Украине и, соответственно, прогнозам развития ситуации в ней после этих выборов.
Список участников передачи здесь:
http://nigru.ru/docs/5/3793.htmlА полная видеозапись программы будет, как всегда, к вечеру воскресенья, выложена здесь:
Click to view
О выборах в России (от Химок и до самых до окраин), уверен, расскажут здесь те, кому посчастливилось сегодня голосовать. Я не из их числа.
Зато я сегодня опять приму участие в записи передачи Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент". Создатели передачи попросили меня непременно приехать на эту запись. А посвящена передача будет опять пуссирайтовской проблематике.
Теперь о моём выступлении в Астане. По отзывам участников дискуссии и слушателей получилось оно весьма эффектным. Вела дискуссию на нашей панели (тема "Экономический, политический и социально-культурный кризис Еврозоны - пройдена ли точка невозврата?") Бекки Андерсон, телеведущая CNN из Великобритании. Участники: Теодорас Пангалос, бывший заместитель премьер-министра Греции; Кристиан Миш, бывший депутат парламента Швейцарии, Гидеон Рахман, колумнист "Файнэшнл Таймс"; Гюнтер Кнабе, независимый журналист из Германии; Рустам Арифджанов, главный редактор телеканала Аль-РТВ из России и я.
Пересказывать своё выступление я не буду. Организаторы форума обещали, что скоро полные записи всех дискуссий будут выложены на сайте форума и я надеюсь, что тогда я смогу переместить в свою Ютуб запись дискуссии, в которой участвовал я.
Но вот три-четыре лейтмотива того, что говорил я.
Ещё шесть-семь лет назад, в частности, с трибуны этого Евразийского медиафорума (тогда ещё в Алма-Ате) некоторые эксперты, в том числе и я. говорили о грядущем кризисе Евросоюза. Но западные участники тогда называли наши выступления провокационными или безосновательными. А теперь вы сами об этом говорите.
И в этом, в частности, сказывается комплекс излишней самоуверенности "Европы". Вы привыкли считать себя самыми сильными, самыми богатыми и самыми умными. И долгое время так и было. Но теперь это уже не так. Вы давно уже не самые сильные: сильнее вас США, Китай, да и нынешняя Россия. Вы всё ещё не бедные, но давно уже не самые богатые. И богатство ваше стремительно исчерпывается. Конечно, труднее всего вам отказаться от уверенности в том, что вы самые умные. Видимо, вы вообще этого никогда не сделаете. Потому и не прислушиваетесь к чужим добрым советам. А, судя по всему, вы уже не самые умные.
Мне будет очень жалко, если Европа погибнет (а она идёт к этому) - потому что мы, вы и Россия, части одной европейской цивилизации. И если вы хотите узнать, как спасти эту цивилизацию, то я могу вам сказать. Но если только вы хотите слушать советы из России. А если не хотите (а пока по-прежнему не хотите, ибо считаете, что вы самые умные), то что ж я вам буду об этом рассказывать.
Последнее моё утверждение, в частности, побудило Гюнтера Кнабе через некоторое время вернуться к нему и задать мне вопрос: - Допустим, Россия вступит в Евросоюз. И вы утверждаете, что это спасёт Евросоюз?
Я ответил так: - Не надейтесь, Россия не вступит в Евросоюз. Большее не вступает в меньшее. Кроме того, вы же нас не прокормите - у вас теперь экономические трудности. А мы вас точно не прокормим - слишком много вы привыкли есть!
Зал отреагировал на это аплодисментами, а ведущая сказала: - Давайте на этом и завершим нашу дискуссию.