Oct 23, 2007 17:41
Думал ограничиться на сегодня дорожными делами, но тут на глаза попало сообщение о том, что глава Грузинской православной церкви Патриарх всея Грузии Илия Второй обратился с письмом к Джорджу Бушу, в котором - передаю в закавыченном виде слова из соответствующего сообщения патриаршего секретариата - «выразил надежду, что при поддержке США» вопрос о «восстановлении территориальной целостности Грузии и возвращении Абхазии и Южной Осетии под юрисдикцию страны» «может быть решен».
Я прекрасно понимаю, что патриарх в маленькой и фактически монокультурной Грузии - это фигура политическая, которая не может оставаться в стороне от проблем, которые власть этой страны считает для себя принципиальными. Однако я упорно не могу понять, при чем тут Джордж Буш? Если бы, скажем, Илия Второй обратился с аналогичной просьбой к Алексию Второму - подобный шаг выглядел бы уместным. Конечно, безрезультатным для грузинского патриарха, но уместным и органичным, естественным. Или, скажем, если бы Илия направил главам всех православных церквей соответствующее письмо - это тоже выглядело бы нормально. И я бы лично отнесся к такому шагу с пониманием - опять-таки отдавая себе отчет в том, что патриарх ГПЦ несвободен в своих действиях и вынужден - хотя бы во благо собственной паствы - как минимум учитывать интересы светской власти своей страны. Я даже могу здесь сделать скидку на заметно усилившуюся с приходом Саакашвили американофилию (и соответственно русофобию) в том числе и среди обывателей и простого народа, а потому допустить тот вариант, что патриарший жест был просчитан и выверен с точки зрения возможных имиджевых потерь или, напротив, приобретений.
Но все-таки со священнослужителя, а тем более с иерарха всегда особый спрос. В православной культуре им как бы загодя выдан колоссальный кредит доверия, но зато и требования - по максимальной планке. Что прощается другим, в том числе и политикам, не прощается людям церковным. Особенно если учитывать, что среди православных иерархов в целом всей балкано-средиземноморской дуги отношение к США и лично Бушу, мягко говоря, сдержанное. И какой резонанс в этой среде будет иметь поступок Илии Второго, не просто вмешивающегося в очень сложный и деликатный вопрос, но апеллирующего к лидеру инославной державы? Державы, которая, кстати сказать, никогда не отличалась особой расположенностью к православному миру, что видно хотя бы по ее позиции на Балканах. Не поторопился ли патриарх потрафить своему президенту?
Буш,
СССР,
религия,
США,
Южная Осетия,
церковь,
СНГ,
Абхазия,
Грузия