Apr 06, 2011 15:35
Отгремели торжества по поводу 80-летия Михаила Горбачева и теперь, не нарушая никаких приличий, я могу сказать о том, что вновь - и опять так сильно - поразило меня в целом ряде вполне приличествующих данному юбилею (то есть панегирических) статей и выступлений.
Мысль сия очень популярна в определенных кругах и используется отнюдь не только в дни юбилеев и, конечно, не только юбилеев Михаила Горбачева или других аналогичных по рангу начальников. Просто в дни юбилеев мысль эта декларируется наиболее откровенно и бесхитростно - то ли в праздничном угаре, то ли в раже подарочного тщеславия, то ли по простоте душевной и интеллектуальной.
И мысль эта такова: нам повезло с ним (в последние недели тут звучала фамилия Горбачева), а вот ему с нами - не повезло.
Чаще встречаемый вариант этого тезиса (употребляется и вне соответствующих юбилеев) таков: власть начала нужные реформы, но народ к ним не был готов. По неготовности и отсталости народа реформы и не удались.
Но разве настоящий политик не тот, кто, помимо должного (например, необходимость изменений), учитывает еще и возможное, в частности, готовность общества эти перемены принять и поддержать?
Что нужно изменить в обществе к лучшему, вам расскажут любые более или менее политизированные личности, каковых в России (да и в любой другой стране) - миллионы. А сейчас для выяснения этого даже не нужно подслушивать кухонные разговоры интеллигентов или споры люмпенов в пивной. Службы изучения общественного мнения в момент соберут вам набор всех необходимых целей, идей и направлений реформирования.
Но политики тем и отличаются от обычных людей и даже журналистов, что знают не то, что нужно переделывать, от каких безобразий и проблем освобождаться (тут лучших оценщиков, чем простые люди, не найти, ибо основная тяжесть этих проблем и безобразий как раз на плечи простых людей, то бишь народа, и ложится), а существенно иное. Политики знают: 1) как и в какой последовательности от этих проблем и безобразий избавляться; 2) что взамен этих безобразий возводить (чтобы не получилось еще хуже); 3) как заинтересовать население активным участием в этих реформах или хотя бы их пассивным, но лояльным приятием.
И в этой логике, единственно правильной именно политически, народ всегда прав, а политик, не сумевший повести народ за собой, всегда не прав.
Не может быть политика, которому не повезло с народом. Но могут быть (и, увы, есть) политики, с которыми не повезло народу.
В этом смысле, кстати, очень точно сказал в своё время, восстанавливая в качестве гимна России мелодию Александрова, Путин: - Может, мы с народом и ошибаемся, но гимн будет таким.
Высший класс политики, однако, в том, чтобы, провозгласив «мы с народом не ошибаемся», сделать так, чтобы и народ был доволен, и общество ступило на новую ступень своего развития по отношению к самому себе, а еще лучше - по отношению и к иным обществам, странам, нациям.
И уж только самые гениальные политики способны сначала произнести: народ не прав, а я знаю, как нужно, - потом сделать то, что нужно, и через короткий исторический срок услышать от народа: - Ты был прав! Как мы заблуждались! Как нам с тобой повезло!
Совершенно справедливо президент Медведев говорит об отвратительном инвестиционном климате в России. Возразить тут нечего.
Но мне не понятно только одно, почему столь активно и справедливо ставя вопрос о плохих условиях для развития бизнеса в России, наши политики не говорят о еще более плохих условиях для жизни и развития просто людей, народа в России.
Который уже год проводятся у нас в России рыночные реформы (кстати, начатые не Ельциным и не при Ельцине, а как раз Горбачевым и при Горбачеве), а большинство плодов этих реформ то ли квёлые, то ли червивые. Но никто не бросает обвинение предпринимателям: вам с президентами-реформаторами повезло, а им с вами - нет!
Напротив, каждый президент считает своим долгом «создавать благоприятные условия для развития бизнеса». А если бизнес на эти «благоприятные условия» нужным образом не откликается (например, уводит свои капиталы и прибыли за рубеж), его, бизнес, не обвиняют в том, что он «не созрел» или «отстал», а пытаются соорудить для него ещё более «благоприятные», чем до того, условия.
Понятно, что я несколько утрирую. Понятно, что всякая власть, наша в том числе, так или иначе лавирует и маневрирует между интересами бизнеса и интересами общества в целом. Но все равно почему-то, даже поворчав на «безответственный бизнес», никому, а особенно тем, кто чаще всего любит обвинять наш народ, в том, что он для чего-то «не созрел», и вообще является гирей на ногах замечательных реформаторов, не приходит в голову сказать: мы, власть, и мы - те, кто считает себя местными интеллектуалами, и он, бизнес, не созрели до понимания интересов народа и умения им управлять и вести его за собой.
Уверяю всех российских политиков, что как только они создадут в России «благоприятный климат» для жизни и развития народа, у нас и бизнес расцветет, и не придется на очередном юбилее убеждать себя, что всё делалось правильно, только вот с народом не повезло.
Тем более, что другого народа, ибо не боги вы, вам всё равно ни создать, ни приобрести не удастся. Власть есть производное от народа, а не народ - от власти. Это закон не только политики, но и жизни вообще.
власть,
Путин,
"Известия",
общество,
Горбачев,
Медведев