Jun 11, 2010 00:14
Событий вчера было много - и важных. Но по традиции и в силу стратегической значимости проблемы ставлю сюда текст своей статьи для вчерашних "Известий" в моей редакции. К сожалению, статья была опубликована с некоторыми сокращениями и под не совсем удачным названием. Поэтому и привожу здесь оригинальную версию.
Обращаю внимание заинтересованных читателей на предлагаемый институт ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ, принципиально отличающийся от нынешней дискретной и непоследовательной опеки сирот и детей из неполных семей государством.
ДЕМОГРАФИЯ: ТОЛЬКО РЕВОЛЮЦИЯ
Россия продолжает вымирать и одновременно стареть. В 2009 году «скорость» вымирания уменьшилась до 250 тысяч человек в год. Это официальная, то есть консервативная, оценка. Многие эксперты считают, что она занижена. В любом случае до перелома к естественному росту населения еще далеко. Демографический кризис - этот диагноз не отменили для России даже самые большие оптимисты.
Как известно, существуют только два радикальных (да и просто реальных) способа увеличения численности населения - это иммиграция (приток населения извне) и повышение рождаемости. Миграционная политика, по-прежнему далекая у нас от эффективности, имеет официальный статус. Проведением ее, пусть не вполне ясной по стратегическим целям, занимается специальная Федеральная миграционная служба. Федеральной службы повышения рождаемости у нас нет, хотя сама цель государством продекларирована ясно, общество данной проблемой озабочено более чем основательно и практически нет тех, кто против этой цели выступает. И это, конечно, не случайно. Из-за политического безволия и в силу ряда современных предрассудков, мы не решаемся честно сказать, что 1) радикальное повышение рождаемости не достигается никакими паллиативами, а следовательно, соответствующая политика должна быть революционной; 2) общественное благо требует отказа даже от того, что считается достижением социального прогресса, а именно - от свободы выбора женщины (или родителей) в вопросе о рождении или нерождении ребенка, если он зачат.
Демографическая революция в стареющем и вымирающем обществе - одна из тех революций, которую не только не нужно бояться, к ней нужно стремиться. Ибо те полумеры, направленные на стимулирование рождаемости, которые недавно были введены в нашей стране, хоть и дали несомненный положительный эффект, решить проблему не то что умножения народа России, но даже только его сбережения не могут в принципе.
Природа сама позаботилась о механизме демографической революции - его не нужно изобретать. Всё, что нужно сделать, это снять единственный самими людьми возведенный барьер на пути развития и распространения этой революции. Разумеется, речь идет об абортах.
Запреты не популярны сегодня и политически, и психологически. Считается, что чем больше в той или иной стране запретов, тем она менее свободна и менее цивилизована. Тем не менее, новые запреты и ограничения постоянно и повсеместно вводятся - либо в косвенной форме, либо в закамуфлированном под что-то иное виде. В весьма противоречивой и лицемерной современной диалектике запрещенного и дозволенного нужно разбираться отдельно. Но сам факт непопулярности запретов нельзя не признать. Соответственно, фактом же является и то, что современные политики, чрезвычайно зависимые от настроений избирателей, в большинстве своем просто боятся не то что ввести новый запрет, но даже продекларировать необходимость этого: лучше умереть «цивилизованным», чем выжить, отказавшись от очевидно опасных для общества догматов. А тут еще нужно преодолеть лоббизм определенных категорий медиков и пресечь - в данном конкретном случае - демагогическую активность профессиональных борцов за «права и свободы человека». Но не лицемерно ли звучит сам этот термин применительно к абортам? И не поддержит ли большинство избирателей - вопреки опасениям политиков - как раз этот запрет?
Реально существенный аспект проблемы введения запрета на искусственное прерывание беременности - снятие впечатления того, что запрет абортов (но не контрацептивов) нарушает свободу и материальные возможности развития отдельно взятой женщины, что это вообще реакционная, «средневековая» и очевидно противоречащая общественному прогрессу мера. Эту «логику модерна» нужно перевернуть с головы на ноги: аборт есть запрет иметь ребенка и даже его убийство. Запрет абортов - есть реализованное право жизни и материнства. А главное - нужно минимизировать, а в лучшем случае и ликвидировать негативные последствия отказа от аборта для каждой отдельной женщины. Пусть даже эти последствия лишь представляются, под влиянием пропаганды 20 века, негативными, в реальности таковыми не являясь.
Мне представляется, что основными составляющими по-настоящему новой и революционной демографической политики, которая только и может служить залогом продолжения существования России, является следующее.
Законодательное объявление всех детей национальным достоянием России с возложением обязанностей по их сохранению, воспитанию, образованию и материальному обеспечению во всех случаях, когда это не могут делать родители, на государство. Введение института государственных детей как неизбежного ответа и на демографический кризис, и на очевидный и, возможно, необратимый кризис традиционной семьи..
Рождение детей - в браке или вне брака, неважно - провозглашается главным общественным предназначением и обязанностью женщины, ибо никто, кроме неё, сделать этого не может. До максимально возможного уровня повышаются выплаты и льготы, связанные с рождением детей. Неполная семья должна получать материальную помощь, полностью компенсирующую отсутствие одного из родителей.
Полный запрет на искусственное пресечение беременности, если к тому нет медицинских либо серьезных психологических (беременность как следствие изнасилования) показаний. Немотивированный аборт объявляется безнравственным и антиобщественным действием, а отказ от него - благодетельным поступком. Вся официальная риторика должна быть соответствующим образом изменена. Очевидно, что все традиционные конфессии безоговорочно поддержат государство в этом - как и во всех остальных составляющих новой демографической политики.
Всё медицинское, причем высшего качества, обеспечение, связанное с беременностью и родами, становится полностью бесплатным. Частное медицинское обеспечение в этом случае позволяется только семьям с доходом, превышающим государством установленный уровень.
Резкое повышение уголовной ответственности за нелегальное производство абортов. Параллельно - повышение уголовной ответственности за насилие над детьми и особенно за их убийство.
Введение налога на бездетность, который полностью аккумулируется в специальном Федеральном детском фонде.
Признание за любой родившей женщиной права свободного (без объяснения причин) отказа от родившегося ребенка и официальной передачи его в специально созданные за государственный счет детские воспитательные дома. При этом каждая мать должна иметь право в течение полутора лет со дня рождения вернуть себе своего ребенка (если есть сомнения в целесообразности этого, то лишь по решению специального суда). Если за полтора года мать не захотела вернуть себе ребенка (уверен, кстати, что минимум треть женщин непременно это сделают), то она полностью и навсегда лишается родительских прав на него. (Тут еще есть особая проблема отцовства, но я оставляю её без рассмотрения.)
Моментальное начало реализации программы строительства воспитательных домов лицейского типа, материальная обеспеченность которых должна не уступать обычным школам, а превосходить их. Развертывание подготовки соответствующих педагогических кадров.
Сохранение системы начисления так называемого материнского капитала (и других форм поддержки рождаемости в сложившихся семьях). Модернизация этой системы применительно к возникшему институту государственных детей (слово «сирота» должно быть выведено из официального лексикона полностью): все средства, получаемые в виде налога на бездетность, должны ложится на именные не отчуждаемые счета государственных детей с момента их перехода под опеку государства.
После достижения государственными детьми 18-летия они - как лица, в принципе находящиеся вне института наследования, - должны в обязательном порядке получать в собственность новое отдельное жилье (государственное наследство).
Безусловно, данный список можно чем-то дополнить. Но я уверен, что его нельзя сокращать. Будущее страны, её существование не может быть предметом торга, компромисса или экономии.
А теперь еще раз вдумаемся в цифры. В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей. В том же году было зарегистрировано 1,2 миллиона абортов (в реальности их, конечно, больше). Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год после начала реализации новой демографической политики Россия перестанет вымирать. Наоборот - ее население начнет стремительно расти и молодеть.
государство,
демография,
будущее,
дети,
Россия,
аборты,
семья,
население