Власть карнавала как современный маскультовый тоталитаризм

May 17, 2023 02:36

Тезисы доклада на научной конференции «Карнавальный код в искусстве и на телевидении» (Высшая школа телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 17 мая 2023 г.)

С одной стороны, мне нет необходимости выступать на этой конференции со специальным докладом, так как, что знают все мои студенты и, надеюсь, некоторые преподаватели нашего факультета, в вышедшем первым изданием ещё в 2004 году моём учебнике журналистики (под названием «Как стать знаменитым журналистом») имеется большая лекция «СМИ как карнавал. Круг обмана и четвёртая власть».

А в вышедшем в 2015 году моём учебнике «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал» содержится ещё более обширная лекция «Золотой узел теории. Телевидение как карнавал».

Таким образом всё самое, на мой взгляд, главное, что можно сказать о карнавальности современных СМИ вообще и конкретно телевидения (как СМИ и как главного обиталища массовой культуры), я давно уже сказал и даже написал.

Со времени выхода в свет этих учебников ничего принципиально нового в тенденции карнавализации современных медиа, но особенно телевидения, как я считаю, не произошло.

Изменения, конечно, есть, но связаны они, скорее, с масштабированием этой тенденции, а не с её содержанием.

Эти изменения (и вот это есть вторая сторона, которой необходимо коснуться) таковы:

1) Карнавальный характер современной массовой и медийной культуры (что почти одно и то же) многократно усилился и расширился;

2) Естественно, даже в ещё большей степени, чем на телевидении, карнавальность проявляется в Сети. По сути вся Сеть это есть карнавал, ибо, во-первых, в ней присутствуют все черты карнавальной культуры (см. упомянутые мои лекции); во-вторых, в Сети почти все её субъекты являют собой либо скрытые, либо даже не скрываемые маски или личины; в-третьих, доминирующим «героем», «протагонистом» Сети является шут, скоморох, паяц, трюкач, трикстер, которые сегодня именуются научно-ненаучным термином «фрик»; в-третьих, глумление есть основной способ обращения в Сети с «другими».

3) Карнавальная культуры шагнула с экранов телевизора и из сетевых аккаунтов в дотелевизионную (условно: классическую) массовую культуру.

4) Более того, массовой карнавализации подверглись сама жизнь (как общественная, так и частная, приватная) и даже такое серьёзное дело, как политика.

5) Карнавализация политики - особый аспект. На этом я остановлюсь особо чуть ниже.

Я не совсем согласен с названием нашей конференции. По-моему, о «карнавальном коде» в современном искусстве и, тем более, на телевидении говорить уже недостаточно. Это было раньше.

Я, например, считаю и уже утверждал в указанных книгах, что телевидение вообще функционирует по законам карнавала. И, естественно, весь телевизионный контент (включая и самый серьёзный) давно уже является карнавальным или очень сильно карнавализированным.

Отмечу также, что телевизионный карнавал от любых форм и видов карнавалов прежних, так сказать, классических (от античного через Средневековье и до сохранившихся сегодня его исторических форм и самых новых - постмодернистских) отличается - и это главное отличие - тем, что современный телевизионный и сетевой карнавал непрерывен и тотален (с переходом в тоталитарность).

Делу время, потехе час - это в прошлом. Потехе время, делу час - вот принцип современного карнавала. Никакой сезонности, никакой временной лимитированности, никакой кратковременности. Карнавал постоянный, всеохватный, круглосуточный, круглогодичный.

Теперь об общественном и политическом, что меня интересует ещё больше.

Первое. Общественная жизнь практически всех так называемых западных, то есть самых материально обеспеченных, стран мира почти полностью карнавализировалась.

Второе, что ещё более опасно. Карнавализировалась политика. И ярчайшее свидетельство этого - массовое появление на ведущих политических и даже государственных постах натуральных шутов, фриков.

То, что когда-то называлось демократией, сегодня есть карнавальное действо.

Третье. Появились целые страны, в которых политика стала полностью функционировать по законам карнавальной культуры (отнюдь не в лучших и не в самых забавных её проявлениях). Наиболее яркий тому пример - это, конечно, современная так называемая Украина. Но не только она. Это, бесспорно, и США. В несколько меньшей степени - некоторые европейские страны.

Четвёртое. Неимоверно разросшийся слой (общественно значимый слой) профессиональных шутов - артистов и тех, кто считает себя артистами. Узкая - со времён античных карнавалов - социальная группа превратилась в могущественную по своему влиянию на жизнь общества социальную страту. Лицедейство из профессионального навыка, профессионального образа жизни стало не только модой, но и всеобщим поветрием, стилем и образом жизни «почти большинства». В молодёжной среде - вообще большинства.

Пятое. Карнавал, как известно, свергает с пьедестала не только обыденный (то есть естественный) образ жизни, но и идеалы Прекрасного, Добра и Истины. Более того - он над ними глумится. По неприличному, но уже (вот парадокс карнавала!) ставшему литературным, современному выражению - стебётся.

На их место в качестве якобы только карнавальных королей, пап, епископов возведены Безобразное, Злое и Невежественное.

Мне, конечно, будет интересно послушать, как специалисты в разных сферах культуры, искусства и телевидения будут анализировать и описывать тот самый «карнавальный код», который, как я понял, по их мнению, лишь «проявляется» в современном искусстве, на современном телевидении.

Но, по-моему, дело гораздо серьёзнее и опаснее. С помощью шутов люди, ведомые не только бездумными интеллектуалами, но и вполне рационально мыслящими провокаторами, захотели свергнуть власть деспотов, диктаторов. Свергли. И получили власть Шутов-Диктаторов. Уже тотальную и почти созревшую до тоталитаризма власть.

У меня есть рецепты того, как вывернуться из-под этого шутовского тоталитаризма. В первую очередь политические рецепты. Но я не буду их сейчас оглашать. Я хочу сначала послушать других. Скорее всего, более беззаботных или более оптимистичных любителей карнавальной культуры, которую - в гомеопатических, а не политических дозах - я тоже люблю и даже почитаю.

массовая культура, Высшая школа телевидения МГУ, мои выступления, карнавал

Previous post Next post
Up