ВДНХ - ШЕДЕВР СОВЕТСКОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА

Aug 02, 2009 00:02

Вчера была не только 95-я годовщина начала Первой мировой войны, о чем уже начался разговор - по-летнему вялый - в этом блоге, но и 70-летия начала работы ВДНХ - бесспорно, одного из самых сакральных мест России эпохи СССР. В каком-то смысле - самого сакрального, ибо ВДНХ, безусловно, была соразмерной человеческим масштабам моделью Эдема.
Кремль - святилище власти и прошлого, истории - с его Некрополем и нетленной мумией Верховного Божества в Пирамиде (символе вечности). ВДНХ - святилище будущего, причем всехнего, а не только избранных (вождей, героев, начальников) будущего.
Советская власть (до Хрущева) - концептуальна. И главный концептуалист в нашей истории, бесспорно, Сталин. (Ленин был гораздо большим прагматиком). Фактически все шедевры русской архитектуры ХХ века созданы в эпоху перехода от Ленина к Сталину и в сталинскую эпоху.
Конечно, в сталинском концептуализме (не он единственный его создатель, но брутальным культом своей личности он, естественно, монументализировал его) много известных изъянов. Но все-таки это был концептуализм, памятники которого - воплощенные и оставшиеся в проектах - поражают масштабом и мысли, и просто масштабом. Из воплощенных - московское метро, ВДНХ, «Рабочий и колхозница» Мухиной и семь высотных домов - в первую очередь.
Что в этом смысле было позже?
Практически ничего. Разве что увековечивание культа Великой Отечественной войны, высшее архитектурное достижение чего - Родина-Мать на Мамаевом кургане в Волгограде (скопированная позже - в этнических вариантах) в столицах разных республик СССР (в Киеве, в частности). И отчасти космическая тема - ракета, взлетающая там же, рядом с ВДНХ - как образец высокого искусства и карикатурный Гагарин на Ленинском проспекте - уже как маскультовый образец (советский вариант, почти калька, супермена).
Сейчас концепции нет вообще. Либо эта совсем уж бессмысленная и не трогающая душу эклектика Поклонной горы в Москве с виньетками Церетели (вершина это бессмысленности - верхнее украшение главного монумента комплекса) - каждый день дважды проезжаю мимо всего этого - никаких эмоций, либо прямо заимствованное на Западе и по идее, и по форме, и по названию Москва-сити.
Великие общественные идеи всегда находят адекватное и довольно стремительное (несмотря на масштабы) воплощение в архитектуре. У нас пока ничего...
Идиотам, которые увидят в этом посте пропаганду или рекламу сталинизма, запретить посылать в виде комментариев их бредни я не могу. Однако и не провести превентивную черту между идиотизмом и истиной не имею права. Сразу же...

Ленин, Россия, Сталин, идеология, история, искусство, СССР

Previous post Next post
Up